ЧАСТЬ 1. ID / EGO /
SUPER-EGO
В психике человека можно условно выделить три основных уровня или способа/типа
взаимодействия индивида со средой: Id, Ego, Super-Ego.
Каждый следующий способ сформирован в более поздний период эволюции homo sapiens.
Id - физиологический уровень безусловных рефлексов
(инстинктов), которые наследуются генетически и определяют в первую очередь
видовые характеристики психики индивида. Например, все люди без исключения уже в
младенчестве будут
дифференцировать более дробно лицо и мимику, силу и мелодику голоса и
т.п., но будут индифферентны к шелесту листьев или шуму ветра, запахам и
оттенкам цвета.
Ego - уровень условных рефлексов
сформированных под воздействием физической/предметной среды обитания, т.е.
физических характеристик предметов и явлений воздействующих непосредственно на
сенсо-перцептивные системы человека (зрение, слух, обоняние и пр.): пространство
(но не время), габариты физических тел, температура, влажность, шумы и т.п.,
которые либо конгруэнтны, либо неконгруэнтны базовой генетической программе (=
либидо/мортидо), которая в свою очередь разворачивается с уровня
Id (= инстинкт самосохранения и воспроизводства).
Super-Ego - уровень "социальных"
условных рефлексов сформированных под воздействием культурной/социальной среды
обитания, т.е. культурного и социального кода воздействующего на аффективные
(эмоциональные) и когнитивные (интеллектуальные) системы человека (память,
восприятие, мышление, рефлексия, социальное отреагирование, конформизм и пр.):
когнитивные диссонансы, стрессы, состояния измененного сознания и т.п., которые
также либо конгруэнтны, либо не-конгруэнтны базовой генетической программе (=
либидо/мортидо), которая в свою очередь "считывается" уже с уровня
Ego (= самовыражение, самоактуализация, самореализация
и другие само-).
ЧАСТЬ 2. "ТОПИЛВО" /
"ЦАЦКИ" /
ДИФФУЗИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
"Топливо" - это метафоричное (образное/переносное) название
ресурса, который необходим для функционирования Id:
пища и питье, выделение субстанций из организма, тепло, сон, отдых и пр.
физиологические неотторжимые потребности человека для того, чтобы
функционировать как биологическая особь.
"Цацки" = "игрушки" - это также метафора
ресурса, необходимого для функционирования Ego: потребность в
защищенности, любви, заботе и т.д, что также является неотторжимыми
потребностями человека для того, чтобы функционировать как
индивид/личность.
Диффузия ответственности - это ресурс, необходимый для
функционирования Super-Ego:
потребность в минимизации группового давления для того, чтобы функционировать
как социальная единица.
ЧАСТЬ 3. КОНГРУЭНТНОСТЬ БГП /
НЕКОНГРУЭНТНОСТЬ БГП
БГП = базовая генетическая программа = инстинкт размножения,
который реализуется через другие инстинкты: самосохранения, территориальный,
влечения, самоликвидации и пр. Основная функция БГП - инициировать (=
мотивировать) каждую отдельную особь передать свою генетическую информацию в
новые организмы и, таким образом, оставить вариативный генетический материал
своего вида в пространстве и времени.
Конгруэнтность БГП - это совпадение актуальных репрезентаций БГП
индивида и среды,
соответственно, не-конгруэнтность БГП - несовпадение актуальных
репрезентаций БГП индивида и среды. Проиллюстрировать тезис можно примером из детской
литературы - рассказом Н. Носова "Как Незнайка был музыкантом".
Как Незнайка был
музыкантом. |
Анализ |
Если Незнайка брался за
какое-нибудь дело, то делал
его не так, как надо, и все
у него получалось шиворот
навыворот. Читать он
выучился только по складам,
а писать умел только
печатными буквами. Многие
говорили, будто у Незнайки
совсем пустая голова, но это
неправда, потому что как бы
он мог тогда соображать?
Конечно, он соображал плохо,
но ботинки надевал на ноги,
а не на голову, — на это
ведь тоже соображение надо.
Незнайка был не такой уж
скверный. Он очень хотел
чему-нибудь научиться, но не
любил трудиться. Ему
хотелось выучиться сразу,
без всякого труда, а из
этого даже у самого умного
коротышки ничего не могло
получиться.
Малыши и малышки очень
любили музыку, а Гусля был
замечательный музыкант. У
него были разные музыкальные
инструменты, и он часто
играл на них. Все слушали
музыку и очень хвалили. |
Незнайка
- классический представитель
инфантила эгоцентрика,
который безотносительно
мотивирован на
конгруэнтность БГП. В данном
случае сила/громкость/тембр звука,
издаваемая инфантилом, будь
то крик, визг, громкий плач,
или незнайкина "игра" на
трубе, является психологемой
актуализацией БГП в части
воспроизводства вида (=
инстинкт размножения): 1)
привлечение партнера для
спаривания; 2)
информирование о своей
половозрелости, готовности к
coitum,
и верификация
качества фертильности; 3)
отпугивание конкурентов на
спаривание. |
Незнайке было завидно, что
хвалят Гуслю, вот он и стал
просить его:
— Научи меня играть. Я тоже
хочу быть музыкантом.
— Учись, — согласился Гусля.
— На чём ты хочешь играть?
— А на чём легче всего
выучиться?
— На балалайке.
— Ну, давай сюда балалайку,
я попробую.
Гусля дал ему балалайку.
Незнайка забренчал на
струнах. Потом говорит:
— Нет, балалайка слишком
тихо играет. Дай что-нибудь
другое, погромче.
Гусля дал ему скрипку.
Незнайка принялся пиликать
смычком по струнам и сказал:
— А ещё громче ничего нет?
— Ещё труба есть, — ответил
Гусля.
— Давай ка её сюда,
попробуем.
Гусля дал ему большую медную
трубу. Незнайка как подует в
неё, труба как заревёт! |
Аналогичным
образом БГП реализуется в
период брачных игр, гона и
размножения и у других видов
животных: ток глухарей, ор
кошек, трубный зов оленей и
прочих сохатых.
Данная психологема у
человека отличается от
остальных животных лишь
своей социальной
направленностью: для
человека его голос/крик с
естественной громкостью и "усиленнной" музыкальными
инструментами и электронными
устройствами (микрофон,
караоке) приобретает функцию
статуса - чей голос/выкрик громче,
того социальный статус выше,
доступ к ресурсам больше.
Однако, важно отметить, что
"усиление" голоса неконгруэнтным БГП способом
вызовет конфликт функций и будет демотивировать
инфантила эгоцентрика.
К неконгруэнтноим БГП
способом относятся:
обучение пению
(хоть сольное, хоть
хоровое),
занятия сольфеджио
(музыкальный инструмент
(труба, например) = перенос
голоса), декламирование
стихов, вообще любые
актуализации не-спонтанной
деятельности: ответы у
доски, написание
диктантов/сочинений,
пространственно-временное
моделирование и т.п..
Таким образом,
неконгруэнтность БГП
заключается в
отсутствии функции
мгновенного получения
эффекта/конечного результата,
т.е. отсутствие мгновенного
считывание посыла (message)
на
coitum.
|
— Вот это хороший
инструмент! — обрадовался
Незнайка. — Громко
играет!
— Ну, учись на трубе, если
тебе нравится, — согласился
Гусля.
— А зачем мне учиться? Я и
так умею, — ответил
Незнайка.
— Да нет, ты ещё не умеешь.
— Умею, умею! Вот послушай!
— закричал Незнайка и
принялся изо всех сил дуть в
трубу: — Бу бу бу! Гу гу гу
у!
— Ты просто трубишь, а не
играешь, — ответил Гусля.
— Как не играю? — обиделся
Незнайка. — Очень даже
хорошо играю! Громко!
— Эх, ты! Тут дело не в том,
чтобы было громко. Надо,
чтоб было красиво.
— Так у меня ведь и
получается красиво.
— И совсем не красиво, —
сказал Гусля. — Ты, я вижу,
совсем не способен к музыке.
— Это ты не способен! —
рассердился Незнайка. — Ты
просто из зависти так
говоришь. Тебе хочется,
чтобы тебя одного слушали и
хвалили.
— Ничего подобного, — сказал
Гусля. — Бери трубу и играй
сколько хочешь, если
считаешь, что не нужно
учиться. Пусть и тебя
хвалят.
— Ну и буду играть! —
ответил Незнайка.
Он принялся дуть в трубу, а
так как играть он не умел,
то труба у него и ревела, и
хрипела, и визжала, и
хрюкала. Гусля слушал,
слушал… Наконец ему надоело.
Он надел свою бархатную
тужурку, нацепил на шею
розовый бантик, который
носил вместо галстука, и
ушёл в гости.
Вечером, когда все малыши
собрались дома. Незнайка
снова взялся за трубу и
принялся дуть в неё сколько
хватало сил:
— Бу бу бу у! Ду ду ду у!
— Что за шум? — закричали
все.
— Это не шум, — ответил
Незнайка. — Это я играю.
— Перестань сейчас же! —
закричал Знайка. — От твоей
музыки уши болят!
— Это потому, что ты к моей
музыке ещё не привык. Вот
привыкнешь — и уши не станут
болеть.
— А я и не хочу привыкать.
Очень мне нужно!
Но Незнайка не слушал его и
продолжал играть:
— Бу бу бу! Хр р р! Хр р р!
Виу! Виу!
— Да перестань ты! —
набросились на него все
малыши. — Уходи отсюда со
своей противной трубой!
— Куда же мне уходить?
— Иди в поле да там и играй.
— Так в поле ведь некому
будет слушать.
— А тебе обязательно надо,
чтоб кто-нибудь слушал? |
Именно
невозможность
сразу/мгновенно "усилить"
голос
культурным/цивилизованным
способом является
главным демотивирующим фактором, так
как становится неконгруэнтным БГП как раз в
части мгновенности
посыла/сигнала о готовности
к спариванию, ибо
через минуту может быть уже
поздно и/или не нужно -
поэтому Незнайка мотивирован
на то, чтобы "изо всех сил
дуть в трубу" так, чтобы она
"ревела, и хрипела, и
визжала, и хрюкала"; и
одновременно демотивирован,
чтобы учиться
извлекать
"упорядоченные" и
гармонизированные
ранее уже кем-то другим
звуки (= страх кастрации =
ужас отрицания) =>
на сознательном
уровне Незнайки появляется
убежденность, что он и так
уже умеет
"играть" (<=
конфликт функций); также
Незнайка мотивирован на то,
чтобы его слушало как можно
больше людей, и
комплементарно демотивирован,
чтобы трубить там, где
никого нет - в поле,
например: "Так в поле ведь
некому будет слушать." =>
"некому вычитывать мой посыл
о моей половозрелости и
фертильности". Но до
этого у Незнайки уже была
запущена программа
самоликвидации (=
демотивации) из
"музыкального" способа
оповещения о своей
готовности и пригодности
реализовать БГП, т.е. уже
был усвоен негативный опыт -
когда его соседи по
коммунальному
жилтовариществу (= другие
коротышки) оценили его
"игру" на трубе (=
генетический материал) как
шум (= непригодным), от
которой уши болят:
— Что за шум? — закричали
все.
— Это не шум, — ответил
Незнайка. — Это я играю.
— Перестань сейчас же! —
закричал Знайка. — От твоей
музыки уши болят! |
— Обязательно.
— Ну, иди на улицу, там тебя
соседи услышат.
Незнайка пошёл на улицу и
стал играть возле соседнего
дома, но соседи попросили
его не шуметь под окнами.
Тогда он пошёл к другому
дому — его и оттуда
прогнали. Он пошёл к
третьему дому — его стали и
оттуда гнать, а он решил им
назло играть и играть.
Соседи рассердились,
выбежали из дома и погнались
за ним. Насилу он убежал от
них со своей трубой.
С тех пор Незнайка перестал
играть на трубе.
— Моей музыки не понимают, —
говорил он. — Ещё не доросли
до моей музыки. Вот когда
дорастут — сами попросят, да
поздно будет. Не стану
больше играть. |
Когда Незнайку слушать
вообще никто не пожелал и даже
прогнали
его, то Незнайка демотивируется окончательно
(=
sustainably -
стабилизировано, т.е.
модусно): "С
тех пор Незнайка перестал
играть на трубе. ...
Не
стану больше играть.",
потому что
на уровне супер-эго
для Незнайки также
получилось очень неконгруэнтно БГП
, т.е. Незнайка испытал
групповое давление = отрицание
референтной группой, а так
как референтная группа у Незнайки также скроена по
инфантильному лекалу (=
mental
facility) - случайные прохожие,
вообще любые люди, то шансов
на мотивацию играть на
музыкальных инструментах в
будущем у Незнайки нет.
|
ЧАСТЬ 4. ЛОГИКА СТРУКТУРЫ
МОТИВАЦИИ /ДЕМОТИВАЦИИ
Логика структуры мотивации/демотивации идентична логике работы интегральной
микросхемы с неинвертирующим выходом и тремя входами "И" (см. 3-input
AND gate logic) :
На выходе Z будет сигнал, т.е. логическая единица (= в
нашем случае - мотивация = осознанное поведение) при условии,
что на все три входа W, X, Y (= в нашем случае
триада Id-Ego-SuperEgo)
будут поданы напряжения соответствующие также логическим единицам (= в нашем
случае ресурсы конгруэнтные БГП). Если хотя бы на один вход не
будет подано напряжение, или оно будет обратной полярности (= в нашем случае -
ресурсы не-конгруэнтные БГП), или будет недостаточной величины
(= в нашем случае - ресурсы конгруэнтные БГП, но недостаточно
интенсивные), то на выходе будет оставаться логический ноль (= в нашем
случае - демотивация).
ЧАСТЬ 5. МОТИВАЦИЯ /ДЕМОТИВАЦИЯ И
СОЦИАЛЬНЫЕ ТИПЫ
Социальные типы в большой степени определяют характер и количество ресурсов
необходимых для мотивации. Рассмотрим на примере возрастных социальных типов:
дети, подростки, молодые люди.
Так, инфантильный социальный тип, являясь Id-driven (=
фиксации в фазах oralis, ani, phallic ), чтобы быть
мотивированным на БГП-неконгруэнтность (= развитие устной/письменной речи,
тренировка памяти, развитие эмоциональных и когнитивных способностей и т.п.),
потребует акцентирование на "топливе", т.е. если эгоцентрику инфантилу -
например, ребенку не давать пищевого положительного подкрепления в процессе
обучения, то он будет устойчиво демотивирован на весь процесс обучения как
единый травмирующий комплекс; а "цацки" и диффузия ответственности не играют
детерминирующей роли и могут быть сведены к минимуму:
Социальный тип "примитив" относится к Super-Ego-driven (=
фиксации в фазах phallic, latentis), и чтобы
быть мотивированным на БГП-неконгруэнтность, потребует акцентирование в первую
очередь на диффузию ответственности, т.е. если эгоцентрику примитиву -
например, подростку не давать диффузии ответственности и положительного
подкрепления в процессе обучения, то он будет устойчиво демотивирован на процесс
обучения, как и Id-driven инфантил; при этом к
минимуму могут быть сведены "топливо" и "цацки":

Социальный тип "наивный" соответствует возрастному диапазону 16-25 лет и
относится к Ego-driven (= фиксации в фазах
latentis, genitalis), и чтобы быть мотивированным на
БГП-неконгруэнтность, требует акцентирование в первую очередь на
"игрушках", т.е. если эгоцентрику наивному не выдавать конгруэнтные БГП в его
Ego (= защитным механизмам)
"игрушки" и положительное подкрепление в
процессе обучения, то он демотивируется; распределение ресурсов на "топливо" и
"диффузию ответственности" неравномерно: диффузии ответственности конгруэнтной
БГП нужно больше и уже стабилизированной нежели "топлива" для
Id уровня:
 |
Мотивация – это конгруэнтность базовой генетической программе на всех уровнях триады Id-Ego-SuperEgo.
Демотивация – это неконгруэнтность базовой генетической программе хотя бы на одном из уровней триады Id-Ego-SuperEgo.
Поэтому так сложно мотивировать на что-либо неконгруэнтное БГП, но так легко демотивировать; и наоборот - на что-либо конгруэнтное БГП очень легко мотивировать
(даже почти и не нужно), но чрезвычайно трудно демотивировать.
|
Щербаков Ю.Н. 2014 г.
Другие вопросы раздела
|