Английский язык с профессиональным репетитором в Екатеринбурге
Speaking
Reading
Listening
Grammar
Вопросы и ответы

Качество обучения
Самообразование
Психология обучения
Методика обучения
Мифоскоп
Лингвистические вопросы
О себе
 

Что такое содержание информации?
Чем содержание информации отличается от информационного содержимого?
Какие бывают уровни или степени доступа к содержанию информации?

 

ВВЕДЕНИЕ.

Аналогия. Представьте, что вы видите перед собой бочку. Способность распознать бочку среди других предметов - это уже некая способность извлекать некую информацию, но только самую общую. Бочка в данной аналогии - информационный "контейнер". Вы подошли к бочке посмотреть,  что там у нее внутри . Там пусто. Это значит, что в данном случае информация бессодержательная, пустая, как бытовые разговоры обо все и не о чем. Хотя они тоже нужны, как пустые бочки.
Теперь предположим, что в бочке что-то оказалось, какое-то содержимое, т.е. бочка что-то содержит. Допустим, в бочке какая-то жидкость белого цвета: то ли вода с красителем, то ли молоко, то ли известь, то ли краска. Это значит, что из общей информации (бочки) мы смогли извлечь содержимое информации (какая-то жидкость белого цвета). Однако, это пока еще не содержание информации. Далее, берем какой-нибудь простой и примитивный инструмент-орудие, чтобы зачерпнуть эту жидкость - для этого может подойти палец, или черпачок, или поварешка, или палка-копалка. Добыли пробный материал. Что дальше? Как узнать, что это за жидкость (содержимое бочки/информации)? Попробовать на вкус? Прямой и примитивный способ. Нет, лучше понюхать. Хоть и примитивно, но менее опасно, чем сразу в рот отправлять неизвестно что. По запаху вроде молоко. Теперь можно и на язык. Точно. Оно. Итак, добрались до "внешней оболочки" содержания информации бочки.

 Чтобы получить доступ к содержанию информации, сперва ее необходимо извлечь из информационного "контейнера", которым может быть какой-либо код: естественный или искусственный язык, или любая другая семиотическая (знаковая) система.  Для корректного извлечения "образца" информации из информационного "контейнера"  необходимо функциональное средство, орудие и метод (знание кода, но не только знание иностранных языков или языков программирования, терминосистемы своей научной области и пр., но владение методами анализа знакового кода).
Содержание информации не равно содержимому информационного "контейнера".
Содержание информации имеет несколько "слоев" и "степеней защиты".

Добравшись до внешней границы содержания информации, пытливый ум обязательно станет проникать  глубже и глубже  в недра содержания информации - слой за слоем, уровень за уровнем. Почему пытливый ум так делает? Потому что он же пытливый ум и постоянно движется все дальше и дальше, в то время как остальные менее пытливые и совсем непытливые и безынициативные умы уже остановились. Итак, пытливый ум теперь берет более совершенный инструмент-устройство - увеличительное стекло, чтобы получить доступ к следующему уровню содержания информации. Чем пытливый ум мотивирован? Осознанием, что толку от знания только внешней границы содержания информации никакого - ну белое, ну вкусное, ну корова дает, ну из вымени течет, ну и что дальше? Пытливый ум понимает, что, не зная внутренней структуры объекта, невозможно воздействовать на него более эффективно - оптимизировать процесс изготовления, хранения, переработки, получения новых свойств и пр.
На каждом очередном этапе чтобы получить доступ к содержанию информации, пытливый ум вынужден изобретать все более сложные и совершенные инструменты-устройства про проникновения во внутреннюю структуру объектов.

В научной парадигме познания мира чем ближе к внутренней (ядерной) структуре  изучаемого объекта приближается исследователь, тем сложнее устройства и методы наблюдения, сбора и анализа информации; тем меньше исследуемого материала-образца нужно для получения результатов; тем больше качественного аспекта в оппозиции к количественному; тем больше доступ к содержанию информации.


уровни доступа к содержанию информации

Нельзя забывать, что пока речь шла о доступе к содержанию информации в парадигме научного познания мира. В смежной парадигме обывательского пошлого потребления "научные знания" присутствуют только в виде готовой продукции-ширпотреба, а если вдруг обывателя ненадолго заинтересуют квази-научные теории, то даже они в его голове перевернуться на 180 градусов; но чаще потребители-мещане довольствуются лишь содержимым "информационных контейнеров" типа "бочка с чем-то там внутрях", а собственно содержание информации ни в каком виде их не интересует. Эта мысль отражена в одном эпизоде Mr Freeman teenager-reference-group project:



В ненаучной обывательско-потребительской парадигме конформизма и "ненужности познания никакого мира вообще" все как всегда перевернуто с ног на голову - чем дальше от внутренней (ядерной) структуры  объекта отдаляется обыватель или отдаляют его, тем примитивнее устройства и методы своего информационного взаимодействия со средой нужны серому человеку - вплоть до палки-копалки и лучины в пещере;  тем экспансивнее его ориентирование на добычу примитивных форм ресурса; тем больше ему необходимо уже готового (чем-либо и кем-либо подготовленного) к употреблению материала, не требующего какой-либо дополнительной обработки, в противном случае нагрузка на слабый интеллект обывателя рвет его шаблоны; тем меньше качественного аспекта в оппозиции к количественному; тем меньше и ограниченнее доступ к содержанию информации; но тем лучше утилизируется травматическая невротическая психическая энергия серого человека, человека с низкой самооценкой - обывателя-"потребителя".

ПРИМЕРЫ.

Неспособность осуществлять доступ к содержанию информации, т.е. уяснить "посыл", "суть", "идею", "ядерную структуру", "замысел автора (message)", "фигу в кармане" и т.п. резко снижает качество интерпретации любой информации в любой форме, как следствие снижает эффективность самого интерпретатора, зато компенсируется поразительным по своей колоссальности простонародным воображением.
Однако раннее детское эгоцентрическое восприятие информации, пока свободное от конформных реакций, качественно отличается от подросткового  и взрослого эгоцентрического восприятия информации именно тем, что маленькие дети сразу "считывают" message (на своем детском уровне, естественно) в то время как эгоцентрики-взрослые в силу своего тотального конформизма либо зеркально переворачивают message - что происходит чаще, либо совершенно не восприимчивы к фатической (контактоустанавливающей) части message (= hook), чтобы начать (= инициировать) расшифровку message, т.е. конформизм блокирует мотивацию извлекать содержание информации. Несколько примеров.

1. Английская пословица А rolling stone gathers no moss имеет русский аналог "Кому на месте не сидится, тот добра не наживёт". Вот только содержание информации "считано" наоборот, потому что перевод сделан без учета культурологического/концптологического аспекта. А именно - не проанализирована до конца семантика слова moss. Но главное не это, а то, что у переводчиков не возникает мотивации "копать глубже" и добираться таки до адекватного варианта перевода, и не ограничиваться только эквивалентным.

2. Практически все головоломки, загадки, шарады и прочий развлекательно-"образовательный" мусор построен на когнитивном конфликте между социальным (= конформным) и индивидуальным (= независимым) отреагированием:

3. Логические рассуждения с учетом только формальной стороны высказывания, но без учета конкретной структуры сообщения и способов связи входящих в нее частей:

Когда я сплю - я дышу, когда я дышу - я сплю. (Л. Кэрролл)
Когда я иду - я перемещаюсь в пространстве, когда я перемещаюсь в пространстве - я иду.
Когда я говорю - я пользуюсь языком, когда я пользуюсь языком - я говорю.
"Грамматика происходит из языка, а не язык из грамматики".
Варенье делается из яблок, а не яблоки из варенья.
Хлеб делается из муки, а не мука из хлеба.
Бумага делается из макулатуры, а не макулатура из бумаги.
Металл делается из лома, а не лом из металла.
Металл делается из руды, а не руда из металла.
Если положить учебник физики рядом со спящим ребенком, то он проснется Эйнштейном, или в крайнем случае станет физиком, а если положить скрипку, то он наутро станет Паганини.
Если приворожить мужа, то он никуда не уйдет из семьи.
Если написать подряд два раза цифру "5" или положить рядом две картинки с цифрой "5" то будет 10.

4. Еще несколько примеров наивных лингвистов изучающих английский язык: ссылка.

5. Некоторые лозунги, призывы, морализации, интеллектуализации, изречения, тезисы-шмезисы и т.п. также "заражены" или "заряжены" стягиванием в одну визуальную и поверхностно-смысловую лубочную структуру на первый взгляд правильных мыслей; но если вдуматься в содержание информации, то это часто тупые, комичные и бессмысленные изречения. Например,

"В тех сообществах, где отцы строят лодки, на которых их сыновьям предстоит рыбачить или сражаться, качество низким не бывает". (Дж. Девиль) Так и хочется постебаться:
Старый дед дарит внуку лодку, чтобы рыбачить и сражаться:
- Возьми, Сема, и рыбачь и сражайся аккуратно!
Через месяц Сема прибегает к деду:
- Деда, твоя лодка превратилась в ХЛАМ!
- Как в хлам?! Совсем? Такую лодку испоганил! Мой отец на этой лодке двадцать лет рыбачил и сражался, я восемнадцать лет на этой лодке рыбачил и сражался, твой отец девятнадцать лет на этой лодке рыбачил и сражался, а ты за месяц ее уничтожил в хлам!

Шаблонность мышления, т.е. структуризация и компрессия информации по типу метонимии и метафоры - неотъемлемое свойство нашего мышления, которое оптимизирует процессы обработки информации, без чего бы и коммуникация была невозможна. Однако, не следует белое путать с пушистым -"легальную" речевую компрессию = метонимию ("чайник кипит"/"дети идут на елку") и  метафоры-двигатели semantic change ("ручка двери" и "семейное дерево") с ментальными и поведенческими ловушками и затыками,, как в видеоролике ниже:


Так как механизмы адаптации человека к окружающей среде различны, а восприятие информации является их неотъемлемой частью, то уровней (степеней) доступа к содержанию информации тоже несколько:

Уровни информации (плотность текста)

Первый уровень свойственен логике детей от 0 до 3-5 лет и детерминирован (определяется) нерасчлененностью в сознании ребенка его "Я" и внешней среды (социума) (за это "отвечает" психологический защитный механизм всемогущий контроль), т.е. для ребенка пока всё синкретично (= связано) и образует единый смысловой комплекс,  в первую очередь - пищевой. Однако уже на данном этапе имеет место дифференциация функций элементов инфантильного пищевого комплекса - ребенок быстро понимает, что из предметов съедобное, а что нет; что можно съесть без предварительной подготовки, а что нужно еще очистить или сварить и т.д. Однако таких интеллектуальных данных пока недостаточно, чтобы производить метонимические и метафорические переносы - основные механизмы логического/образного мышления и познавательной (когнитивной) деятельности.

Когнитивный - значит познавательный, т.е. способный осуществлять такой самостоятельный (внутренний) мыслительный процесс, при котором информация поступающая извне через органы чувств и извлекаемая из памяти постоянно синтезируются в новые смыслы и значения необходимые для актуального и адекватного взаимодействия организма с внешней и внутренней средами. Например, если в компьютер ввести некоторые данные и обрабатывать их согласно заданной программе, написанной программистом, то такой процесс обработки информации компьютером не является когнитивным, потому что компьютер сам никаких решений не принимает для того, чтобы что-то произвольно изменить в обрабатываемых им данных, отталкиваясь от конкретных условий взаимодействия себя, электрической сети, работы своих электронных схем и человека программиста/пользователя. Живые организмы, начиная с вирусов, чтобы выживать, постоянно сравнивают  различные потоки данных, принимая самостоятельные поведенческие решения, т.е. создают смыслы (семантику), а это хоть и примитивный, но уже когнитивный процесс.

ПРИЛОЖЕНИЕ

"Измеритель" эгоцентризма.

Your browser does not support the audio element.

Отгадка. Seal 1991 Violet

 

Щербаков Ю.Н. 2014 г.


Другие вопросы раздела
Что такое языковые способности?
Почему страшно говорить по-английски?
Почему забываются английские слова?
Как запоминать английские слова?
Почему наступает момент, когда хочется бросить учить английский?
Для чего нужен учебник?
Кто такой наивный лингвист и что такое наивная лингвистика?
Какова роль английского языка в жизни школьников?
Что такое содержание информации?
В чем особенность мышления наивного лингвиста?
Что такое мотивация и почему она куда-то исчезает?
Вина ли это учителей, что они не могу заинтересовать учащихся?
английский с репетитором