Английский язык с профессиональным репетитором в Екатеринбурге
Speaking
Reading
Listening
Grammar
Вопросы и ответы

Качество обучения
Самообразование
Психология обучения
Методика обучения
Мифоскоп
Лингвистические вопросы
О себе
 

Что такое фолк-лингвистика?
Что такое фолк-лингвистика и чем она отличается от обычной лингвистики?


Фолк-лингвистика (англ. folk linguistics  (также фол(ь)к-лингвистикс, наивная лингвистика, народное языкознание, псевдолингвистика, паралингвистика, анти-лингвистика, лжелингвистика, поп-лингвистика, лингвистика для народа, масс-лингвистика, самодеятельная лингвистика и др.)) — обобщённое название совокупности как самодеятельных трудов, так и издательских проектов, созданных на сознательной метаязыковой  рефлексии наивных пользователей языка, претендующих на системность и научность, но не являющихся научными лингвистическими исследованиям.

Чтобы ясно представить себе, что такое фолк-лингвистика, следует определить ее место среди других форм лингвистической мысли.

Академическая (высокая) лингвистика заставляет исследователя-лингвиста строго соблюдать установленный порядок проведения лингвистических исследований и оформления любых научных публикаций, будь то статья или диссертация. Исследование не может быть "оторванным"  от существующих и верифицированных результатов ранее проведенных исследований, не то чтобы противоречить им. Все выводы должны быть обоснованными и подтверждены практической частью исследования. Недопустимо изменение существующей общепринятой терминосистемы. И так далее. Одним словом, в канве академического исследования нет места для самодеятельности и инфантильной формы самовыражения. К представителям академической лингвистики следует отнести основоположника теории знака Фердина́нда де Соссю́ра, Ива́на Алекса́ндровича Бодуэ́н де Куртенэ́, Рома́на О́сиповича Якобсо́на, Льва  Влади́мировича Ще́рбу, Ви́ктора Влади́мировича Виногра́дова, Алекса́ндра Афана́сьевича Потебню́ и др.

Занимательно-популярная лингвистика призвана просвещать "широкого" читателя и детей, популяризовать сложные лингвистические явления, а также достоверные и общепризнанные научные идеи, концепции и гипотезы, описывая их  понятным неспециалисту языком. Это часто учебная литература и книги для внеклассного чтения в рамках изучения родного/иностранного языка и литературы в средней школе и ВУЗе. Представители этого направления лингвистики обычно именитые писатели, поэты, филологи и переводчики: Лев Успенский (Слово о словах), Нора Галь (Слово живое и мертвое: От «Маленького принца» до «Корабля дураков»), Мария Адольфовна Колпакчи (Дружеские встречи с английским языком), Светлана Григорьевна Тер-Минасова (Язык и межкультурная коммуникация), Н. М. Шанский (Лингвистические детективы) и др.

Фолк-лингвистику представляют персоны,  которые:

1) не смогли утвердиться ни в традиционной академической лингвистике, ни в филологии, ни в методологии, и теперь доказывают, что их идеи/опыт не хуже; 

2) искренне пытаются дать простые ответы на сложные и комплексные лингвистические вопросы, которые не могут быть втиснуты в рамки ни статьи, ни книги, ни даже издательского проекта;

3) написанием книг по фолк-лингвистике зарабатывают на жизнь.

К таким персонам/издательским проектам можно отнести: Ка́то Ломб (Как я изучаю языки),  армия авторов статей на сайте englishtips.org и аналогичных.
Часто к фолк-лингвистике обращаются авторы других фолк-проектов, и в этом случае фолк-лингвистика являются вложением в бо́льший издательский проект. Например, концепция Николая Яковлевича Ма́рра ("Новое учение о языке") в рамках отечественного языкознания сталинской эпохи,  Анатолия Фоменко (Новая хронология) и аналогичные случаи.
 
Признаки фолк-лингвистики:

1) некое подобие сюжета или "зацепки" (hook), которые предполагают тенденциозный отбор подробностей; часть "фактов"  додумывается;

2) «наукообразие» и отказ от традиционной системы терминов и замена ее на авторскую;

3. сенсационность; отрицание и/или игнорирование установленных лингвистической наукой фактов;
нарочитая скандальная грубость изложения, апломб, нападки и «разоблачения» традиционных (=официальных) лингвистов и/или конкурентов фолк-лингвистов;

4) масштабность и глобальность "исследований" граничащих с "теорией всего", облаченные в примитивную форму лингвистической профанации;

5) публицистический характер «на злобу дня» и/или  мемуарная форма изложения с целью саморекламы;

6) низкий профессиональный уровень лингвистического анализа и отсутствие самостоятельного лингвистического исследования. Компилирование и перекомпилирование ранее опубликованных изданий фолк-лингвистики и аналогичной продукции;

7) неряшливость изложения, невладение темой, и невнимание к деталям из-за отсутствия профессиональной узкой специализации фолк-лингвистов.

Психологические функции

Фолк-лингвистика, равно как и ее сестры - фолк-хистори, фолк-психология, и другие члены семьи "Фолков", выполняет важные социально- и индивидуально-личностные психологические функции:

1) в аспекте приобретаемых и манифестирующих иррациональных страхов и социофобий  занятие фолк-лингвистикой повышает низкую самооценку и создает чувство социальной защищенности личности;

2) в аспекте базовых умонепостижимостей и, как следствие, внутренних конфликтов и диссонансов  написание и чтение фолк-лингвистики (и аналогичных проектов) является основой для самоактуализации и социальной адаптации;

3) в аспекте личностного роста и расширения кругозора увлечение фолк-лингвистикой приносит, увы, больше вреда, чем пользы; так как, если бы область интересов лежала в традиционной лингвистике, пусть и популяризованной, то это обогатило бы информационно и интеллектуально как исследователя, так и читателя; в данном случае интеллектуальная жвачка  фолк-лингвистики способствует только утилизации страха ответственности и иррационального контроля одной из умонепостижимостей - вербальной формы коммуникации.

Другие вопросы мифоскопа
Как выучить английский БЫСТРО?
Может ли иностранец научить своему языку?
Может ли языковая среда научить иностранному языку?
Почему живут мифы о 25-м кадре и "скрытых" сигналах?
Что такое фолк-лингвистика?
Сколько слов нужно знать, чтобы знать английский?
Могут ли путешествия научить иностранному языку?
английский с репетитором