ВВЕДЕНИЕ.
Попробуем определить насколько овеществлённость,
опредмеченность и материальность слова "ёлки"
ослабевает/усиливается в таких фразах:
1.
Ёлки растут в лесу.
2. Дети сегодня идут на
ёлки - каждый в
свою школу.
3.
Ёлки-палки, когда же это прекратится?!
В ситуации №1 "ёлки" самые что ни на есть материальные,
опредмеченные и овеществленные
по сравнению
с ситуациями №2 и №3.
В ситуации №2 елки являются словом-"заместителем"
словосочетания "новогодний утренник", на котором елки,
конечно же будут, но дети все-таки "идут" не на сами зеленые
и колючие елки, а на праздничное мероприятие. В данном
случае имеет место речевая компрессия - метонимия, когда
вместо длинного и подробного описания остается только самый
функциональный элемент смысловой структуры. Другие примеры
метонимии: "Она съела две тарелки и выпила два стакана",
"Я вас завтра наберу" и многие другие.
В ситуации №3 "ёлки" самые "распредмеченные" и
метафорические, это даже и не
елки, а что-то совершенно абстрактное, что в ритмической
группе в сочетании с "палками" дает эмоциональное, оценочное
и эвфемическое идиоматическое выражение.
 |
Слова только в контексте имеют точное значение, вне
контекста у слов имеется всего лишь объем значений,
семантический потенциал. Конечно, слово "ёлка" в своем
объеме значений не имеет значения "кровать", но в рамках
своего семантического потенциала может обозначать как
опредмеченные, вещественные, так и абстрактные,
метонимические и метафорические "ёлки". |
АРТИКЛЬ.
Теперь сравним значение слова "ёлка" в таких фразах:
1.
Ёлка - это хвойное дерево.
2. В нашем саду растет
ёлка.
3.
Ёлка, которую вы подарили мне в прошлом
году, растет в саду.
4. Этот освежитель воздуха дает запах
ёлки.
5. В комнате пахнет
ёлкой.
6. Кто из актеров будет изображать
ёлку?
7. Эта древесина -
ёлка (= ель).
Мы понимаем, где какая "ёлка", благодаря: 1) окончаниям; 2)
свободному порядку слов; 3) сочетаемости слов; 4) контекстонезависимости морфологии слов
в русском языке = слабому омоморфизму; 5) *контекстуальным оппозициям
смысловых комплексов и структур:
1. Ёлка
- это хвойное дерево.
2. В нашем саду растет ёлка.
3. Ёлка,
которую вы подарили мне,
растет в саду.
4. Этот освежитель воздуха дает запах ёлки.
5. В комнате пахнет ёлкой.
6. Кто из актеров будет изображать ёлку?
7. Эта древесина - ёлка (= ель). |
-->
-->
-->
-->
-->
-->
--> |
собирательный образ,
абстрактная ёлка, как
представитель всего класса ёлок
один экземпляр,
какая-то/любая одна в оппозиции к всему классу ёлок
конкретная ёлка, известная общающимся людям
метонимия
метонимия
метафора
метонимия |
 |
* Слово (да и любой знак вообще) в различных логических и
ассоциативных оппозициях (структурах) может иметь различное
значение (семантику). Так, омоформа
"ели" в оппозиции к
словам "они" и "кашу" означает "употреблять в пищу": Они ели
кашу; а в оппозиции к словам "высокие" и " вижу" значение
меняется на "хвойные деревья - ёлки": Вижу высокие ели .
Другой популярный омоформ: Не хочет косой косить косой.
Говорит: “Коса коса”.
Однако, если в русском
(синтетическом) языке совпадение формы слова в различных
морфологических и грамматических функциях (омоформизм) -
исключение, то в английском (аналитическом) - правило:
There
is much snow./The snow man
looks nice./ It snows. // She likes milk./What
are her likes and dislikes?/Milk them for every penny./The
milk man is at the door. |
В английском языке у слов нет морфологии вне
фразы/контекста (т.е. по форме слова вне предложения нельзя
определить, какая перед нами часть речи:
snow - это может быть и "снег", и "снежный", и
"снежить", и "снежно" и т.д.); нет окончаний морфологизирующих падежные
отношения, т.е. скрепляющие слова в смысловые группы,
поэтому синтаксис (= порядок слов) должен быть
строгий.
По этим же причинам артикли выполняют функции как морфологизаторов,
так и семантизаторов существительного. Другими словами,
артикль нужен, чтобы:
1) слово-омоформа приобрела значение именно существительного
на фоне возможных значений не-существительного;
2) на синтаксическом уровне образовать группу
существительного, например,
a/the plastic
milk bottle - благодаря артиклю видно, что
plastic и
milk
- атрибуты существительного
bottle;
3) в оппозиции к нулевому артиклю семантизировать
существительное (давать смысл/значение/семантику) как "опредмеченное",
но в различном соотношении опредмечивания-распредмечивания;
4) в аспекте
актуального членения предложения быть маркерами темы/ремы, благодаря чему происходит корректная семантизация всего высказывания
(текста) и актуализация языковых коммуникативных
функций:

 |
Как видно из схемы, омоморфичен и сам артикль, что является
"сложностью" при освоении грамматики английского языка.
Изучающим иностранный язык хочется, чтобы каждому
смыслу/значению чего-либо соответствовала бы отдельная и
отличная от всего остального языкового инвентаря форма; но
для расстройства нет оснований - благодаря контексту и
смысловым оппозициям в предложении совпадающие формы
отдельных слов не представляет никакой трудности для
корректного извлечения смысла. Так, во фразах
I work for a school и
I build a school извлечение смысла
(семантизация) начинается не с артикля, а с глагола,
который, собственно, и семантизирует объект-омоним
"a school" в гораздо большей
степени, чем артикль. |
Также на тему:
Что такое метафора и метонимия?
Metaphor vs Metonymy (school)
Щербаков Ю.Н. 2012 г.