ЧАСТЬ 1. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ
ТЕРМИНОВ.
Вначале необходимо развести ключевые понятия. Нельзя путать
самообучение/самообразование и самостоятельную работу ученика или студента в рамках учебного и образовательного процесса, цель которого дать
системные знания и сформировать
профессиональные навыки. Традиционные домашняя работа и
домашние задания в школе или институте являются, как
правило, минимальной обязательной формализованной частью
самостоятельной работы, как бы "навязанной сверху"
учителями, школой, институтом и т.п. (= внешняя мотивация);
но всё, что учащийся выбирает сам, по своей личной
инициативе (= внутренняя мотивация), чтобы сделать
самостоятельно помимо "официальной"
части учебного материала, т.е. ученик сам
находит и читает дополнительный материал по
интересующей его теме,
фиксирует свои выводы исключительно для себя, и делает всё
это безотносительно отчетности в учебном заведении - это
составляет содержание понятий
самообразование/самообучение.
ЧАСТЬ 2. ПРИНЦИП СИСТЕМНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ И
ЗАКОН СДВИГА ПАРАДИГМ.
Чтобы ответить на поставленные вопросы нужно понять, что такое система и
системные процессы, а для этого нужно объяснить два основополагающих взаимосвязанных принципа (или закона)
системных изменений и сдвига парадигм, а заодно и понятия детерминанты,
парадигматических и синтагматических связей. Я прибегну к простой
электронной аналогии - новогодней гирлянде "бегущие огни" состоящей из
разноцветных светодиодов, ползункового контактного переключателя, чей подвижный
контакт вращается моторчиком.

Из схемы видно, что гирлянду образуют четыре "комплекта" светодиодов,
переключатель S1 с одним подвижным контактом и
четырьмя неподвижными контактными площадками, источника напряжения
V1 и, конечно же, проводов. Как вы заметили,
светодиоды соединены в четыре группы (= парадигмы) образующие четыре
самостоятельные "нити" гирлянды, которые мы можем повесить, например, на елку.
В трех группах (в парадигмах №№ 1,2 и3) светодиоды соединены последовательно,
а в последней группе (парадигме №4) параллельно. Все группы
имеют общий контакт со своего одного конца и все подключены к
одному полюсу источника напряжения (на схеме вверху); в то время как второй
(нижний) конец каждой отдельной
группы не имеют общей точки соединения, а напротив - подключены каждый к своему
индивидуальному неподвижному контакту переключателя; и теперь, если подвижный
контакт переключателя, который соединен с общим для всей схемы полюсом
источника напряжения, при вращении замкнулся с неподвижным контактом, к которому
подсоединена группа светодиодов №1, то одномоментно загораются
все светодиоды в этой группе; когда подвижный контакт
переключателя набежал на следующий неподвижный контакт, к которому подсоединен
провод идущий к группе №2, то он (подвижный контакт) размыкает группу №1 и
замыкает группу №2, т.е. все светодиоды образующие группу
№1 перестают гореть, но загораются одномоментно все светодиоды в группе №2, и
так далее. В итоге, если мы повесим "нити" гирлянды на елке вертикально с неким
интервалом между друг другом, то получим эффект вращающегося бегущего огня, а
если повесим горизонтально, то огонь будет бежать сверху вниз или снизу вверх (если моторчик заставить вращаться в другую сторону); а можно
"нити" гирлянды повесить по
диагонали или еще каким образом относительно друг друга - это уже вопрос художественного оформления.
Если вам понятна эта электрическая аналогия, тогда вам будут понятны и принципы
лежащие в основе функционирования линейных
систем:
1. Парадигма и парадигматический признак. Светодиоды
соединенные каким-либо образом в одну структуру образуют парадигму, т.е.
совокупность членов имеющих один общий функциональный признак
(парадигматический признак). В нашей аналогии "нити"/группы светодиодов
соединенные друг с другом последовательно или параллельно образуют парадигмы с
общим функциональным признаком - загораться одномоментно всем вместе при
подключении к источнику напряжения. Может ложно показаться, что
парадигматическим признаком будет цвет светодиодов или иные электрические или
физические характеристики излучателей света, но, согласитесь, что мы ведь можем
в одну цепочку включить светодиоды разного цвета, разных форм, изделия от разных
производителей; можем даже соединить вместе светодиоды, лампочки накаливания,
резисторы, диоды и другие проводящие электричество приборы. На
самом деле в парадигматический признак входит исправность токопроводящего (светоизлучающего)
устройства и наличие связи между отдельными световыми приборами, попросту
говоря, качественные светодиоды, провода и пайки.
2. Детерминанта (детерминирующий признак/характеристика).
Парадигматический признак включает в себя: 1) исправность светоизлучающего
устройства и 2) наличие связи между отдельными световыми приборами. Таким
образом, когда цепочку светодиодов подключат к источнику напряжения, то
все светодиоды одномоментно загорятся, так как: 1) они
все исправные и 2) все соединены друг с другом либо последовательно, либо
параллельно. Однако, если при последовательном соединении в
цепочке светодиодов хотя бы один будет неисправным, то цепь окажется разорванной
и все остальные исправные светодиоды как до, так и после бракованного
светодиода, не будут гореть, несмотря на то, что и провода, и пайки, и
источник питания будут качественными и в рабочем состоянии - такова "расплата"
за абсолютные некомпенсированные связи между
светодиодами. Если при параллельном соединении один из
светодиодов выйдет из строя, то остальные исправные светодиоды в группе будут
все равно светиться, так как имеют безотносительную связь с
источником напряжения. Из всего сказанного в этом пункте и в пункте №1 следует,
что детерминантой является только характер связи между
светоизлучающими элементами структуры, но не внешние и внутренние
характеристики самих светоизлучателей, которые могут и перегореть и, вообще,
быть заменены на не-светоизлучающие элементы, например,
резисторы.
3. Тип структурной связи. В пункте № 2 я уже объяснил
абсолютные и безотносительные структурные (внутренние)
связи в парадигме "группа светодиодов елочной гирлянды". Третий тип связи -
относительные отношения между элементами структуры - возникнет,
когда на елке "нити" гирлянды будут располагаться относительно
друг друга то горизонтально, то вертикально, то по диагонали, то еще каким-либо
образом согласно задумке дизайнера-оформителя. Нужно заметить, что этот тип
связи в нашей аналогии проявляется не на парадигматическом, а на
синтагматическом уровне.
4. Принцип всеобщих (системных) изменений. Тот факт, что все
светодиоды-члены одной парадигмы с общим
парадигматическим признаком и детерминантой загораются
все разом, т.е. одномоментно (а не случайным образом
по отдельности) и демонстрирует "работу" принципа всеобщих изменений.
5. Сдвиг парадигм. Когда ползунок (подвижный контакт)
переключателя переходит с одного неподвижного контакта на другой, он сперва
размыкает предыдущую электрическую цепь светодиодов (парадигму)
и замыкает следующую цепь. Такой переход с одной цепи на другую
и есть "сдвиг парадигм". Мы можем очень быстро вращать ручку переключателя и
тогда сдвиг парадигм будет осуществляться быстро; а можем медленно - тогда
и переключения цепей будет медленным, т.е. интервал между сдвигом парадигм
увеличится, но не измениться скорость включения/отключения
самих светодиодов в соответствующей цепи. Таким образом, собственно сдвиг
парадигм - явление скачкообразное и одномоментное, в то время как переход
(интервал времени) от одного скачка (сдвига) к другому может иметь различную
продолжительность. Также мы можем менять направление вращения ползунка
переключателя, тогда изменится и направление сдвига парадигм.
6. Закон сдвига парадигм. Первую часть закона парадигматических
изменений я уже сформулировал в пункте №5 - интервал между сдвигом парадигм
может быть различным, но собственно сам скачок (сдвиг, переход) от одной
парадигмы к другой происходит "молниеносно". Вторая и самая важная часть закона
сдвига парадигм заключается в том факте, что переход от парадигмы №1 к парадигме
№3 или парадигме №4 осуществляется исключительно через парадигму №2, т.е.
переход от одной парадигмы к другой происходит строго последовательно.
Другими словами, невозможно перескочить какие-либо
"промежуточные" парадигмы, и прыгнуть, например, из парадигмы № 1 сразу в
парадигму №4, минуя две парадигмы находящиеся между ними. Другое дело, что можно
сами парадигмы №2 и №3 "пройти" очень быстро, но не пройти их совсем невозможно.
ЧАСТЬ 3. ПОЧЕМУ САМОУЧКА ОБРЕЧЕН НА
БЕССИСТЕМНОЕ УСВОЕНИЕ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ.
Самоучка при всем своем желании и усердии не сможет не нарушить закон сдвига
парадигм. Этот тезис следует понимать так: когда самоучка изучает какой-либо
иностранный язык, и возьмем самый оптимистический сценарий - изучает иностранный
язык не дикарем в языковой среде методом погружения, а по хорошему самоучителю
или даже по вузовским учебникам, то неизбежно столкнувшись с непонятным учебным
материалом, просто его игнорирует и пропускает, нарушая таким образом
последовательность в усвоении информации. Это и есть нарушение закона сдвига
парадигм, который гласит, что доступ к содержанию информации возможен
только при условии, что сдвиги парадигм происходят строго последовательно, т.е.
вы не сможете понять суть какого-либо грамматического явления, если вы не поняли
суть предыдущего (структурно "вложенного") грамматического явления. Например,
если вы не поняли, чем модальное высказывание отличается от немодального, то вы
автоматически не сможете понять, почему инфинитив утрачивает частицу
to с модальными глаголами; не поняв поведение частицы
to с модальными глаголами, вы будете не в состоянии
понять, почему модальный глагол ought требует полный
инфинитив; не поняв, почему частица to "возвращается"
к инфинитиву с модальным глаголом ought,
умонепостижимо явление сослагательности и т.д. Поэтому в силу "вложенности"
парадигм друг в друга (это как матрешки - вы не сможете достать последнюю самую
маленькую (ядерную) матрешку, не открыв все "поверхностные"), материал в
учебниках организован в такой же последовательности, в какой структурирован сам язык:
сперва разбираются немодальные языковые средства выражения - личные формы
глагола, затем языковые средства модальности, затем инфинитив и т.д.
Если в учебном заведении студенты "зажаты в тиски"
вузовских учебных программ, в которых материал
подается последовательно, и не получают очередную порцию информации,
пока не подтвердят надлежащее усвоение предыдущего блока
информации (темы, раздела), то самоучка из всего материала, предлагаемого его учебником или самоучителем,
будет выхватывать темы и
разделы случайным образом.
 |
Если Вы учите английский ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО для себя, и Ваш английский не планируется быть "средством производства" для Вас и "орудием производства" для Вашего работодателя, то ответ положительный. Учите на здоровье самостоятельно! Если Вы уже владеете одним иностранным языком, имеете опыт преподавания иностранного языка и достаточно организованы, то большую часть материала второго иностранного языка можно выучить самостоятельно. Так часто делают некоторые студенты институтов и факультетов иностранных языков и полиглоты. Если не хватает средств на обучение, то лучше учить язык медленно и бессистемно, чем не учить вообще. Хотя, занимаясь самостоятельно, вы, конечно же, обратите внимание, что ваши знакомые, занимающиеся с репетитором, уже давно не задумываются, чтобы сказать ту фразу, над которой вы все еще ломаете голову, или способны выполнять такие виды речевой деятельности, о которых вы даже не задумывались. К тому же, многим людям просто не хватает самодисциплины. Если английский Вам нужен для профессиональной деятельности, то Ваши знания должны соответствовать некоторым или всем критериям качества, а приобрести качественные знания самостоятельно нелегко, однако, в теории, можно. Знания, полученные самостоятельно, можно охарактеризовать как неполные, поверхностные, несистемные и неоперативные, а иногда о очень "однобокие". Кстати, однобокость характерна именно для самоучек. Они, например, могут хорошо переводить на родной язык, но не на иностранный; знать множество терминов, но абсолютно не "отражать" фразовые глаголы; могут смачно материться по-английски, полагая, что говорят на самом что ни на есть изысканном иностранном. Одним словом, находясь в "свободном плавании" самоучки являются заложниками собственных предпочтений, мотиваций и самообманов. Они не в состоянии наполнить свою учебную программу корректным содержание - учат только то, что интересно и понятно., оставляя без внимания нудные, но очень полезные и важные темы, разделы и целые языковые аспекты. Поэтому многих самоучек ждет разочарование, когда их неполные и поверхностные знания подкачают в "боевых условиях". Конечно же, систематические занятия с опытным преподавателем дадут более качественные знания. В этом случае самостоятельная работа не исключается, она
как бы меняет свой "вектор". |
Щербаков Ю.Н. 2014 г.