Каждый психически здоровый человек
обладает врожденными языковыми способностями - неотъемным
свойством человеческого мозга. К 5 годам заканчивается
формирование языковой компетенции (
linguistic
competence) - нормы родной грамматики усваиваются и
приобретается важное качество - умение создавать и отличать
правильное высказывание от неправильного.
[Подробно о языковой компетенции
здесь]
До этого возраста
дети совершают разнообразные ошибки. Они могут сказать" 5
годов" по аналогии с сочетаемостью "3 года"; "водиннадцатиром"
по аналогии с "впятером"; "балабок" вместо "колобок";
"дедушка сказала"; "лиса сказал" и др. К младшему школьному
возрасту ребенок уже владеет нормами родной грамматики или,
другими словами, имеет сформированную языковую компетенцию.
Дальше языковая компетенция отшлифовывается индивидуальным
языковым опытом (
linguistic proficiency):
одни люди будут продолжать допускать ошибки в ударениях (звонит,
тортами,
бантами),
употреблении и сочетаемости слов ("одеть пальто", "где
пианина", "не хватает двести копеек", "с пятого по шестой
века", "в двухтысяча втором году","оплатить за проезд") и их
речь может страдать "синтаксическим параличом" ( "Он,
короче..., сказал там..., ну вот"); другие не будут
допускать таких ошибок. Но уже НИКТО из подростков и
взрослых не скажет "двадцать один студентов", "дверь не
хлопать".
Период формирования (лет, в среднем) |
|
0-5 |
Родной
язык |
Языковая компетенция |
5-25 |
Языковой опыт |
Как видно из таблицы, на усвоение
родного языка затрачивается немало времени активной языковой
практики. У ребенка только 5-6 лет формируется нормативная
часть родной грамматики, и еще примерно столько же требуется на
приобретение основного объема языкового опыта.
Если начать изучение чужого языка в
5-6 лет и позже, когда формирование языковой
компетенции родного языка уже завершилось, то любой иностранный язык
будет усваиваться исключительно через систему родного языка.
Это явление называется языковой
интерференцией - влияние родной грамматики на чужую.
Мнение,
что чем взрослее человек, тем труднее ему "даётся"
иностранный язык, не научно. С точки зрения языковых
способностей подросток и пожилой человек находиться в равных
условиях - у них ОДИНАКОВАЯ языковая компетенция и
ОДИНАКОВЫЙ механизм усвоения чужого языка через языковую
компетенцию родного. А вот жизненный опыт, кругозор, мотивация, свойства памяти,
дисциплинированность и некоторые другие характеристики у
разных детей и взрослых различны, но это уже педагогические
и методологические аспекты обучения иностранным языкам.
 |
Языковые способности есть у каждого человека, и любой человек, не имеющий речевых дисфункций (афазий), может выучить иностранный язык, усваивая его через систему родного языка |
Щербаков Ю.Н. 2014 г.