Вот что по этому поводу пишет Д. Свифт
[...] Я посетил также математическую школу, где
учитель преподает по такому
методу, какой едва ли возможно представить себе у нас в
Европе. Каждая
теорема с доказательством тщательно переписывается на
тоненькой облатке
чернилами, составленными из микстуры против головной боли.
Ученик глотает
облатку натощак и в течение трех следующих дней не ест
ничего, кроме хлеба и
воды. Когда облатка переваривается, микстура поднимается в
его мозг, принося
с собой туда же теорему. Однако до сих пор успех этого
метода незначителен,
что объясняется отчасти какой-то ошибкой в определении дозы
или состава
микстуры, а отчасти озорством мальчишек, которым эта пилюля
так противна,
что они обыкновенно отходят в сторону и выплевывают ее
прежде, чем она
успеет оказать свое действие; к тому же до сих пор их не
удалось убедить
соблюдать столь продолжительное воздержание, которое
требуется для этой
операции. [...]
Путешествия Гулливера. Часть 3. Глава 5.
Можно выделить
две главные причины - социальную и психологическую:
социальная |
"Бурный расцвет шарлатанства имеет свои причины. Это
и дикий российский капитализм, у которого нет ни
чести, ни совести, а лишь один только чистоган. Это
и остатки советского менталитета, когда большинство
людей с уважением относились к словам "наука",
"ученый"; в массе своей доверяли телевидению и
газетам, - а ныне средства массовой информации падки
именно на лженауку. Это и мировоззренческий вакуум,
образовавшийся в результате кризиса советской
идеологии, вакуум, в который пестрой толпой
устремились всякого рода шарлатаны и мошенники в
надежде продать потерявшим (или еще не
приобретшим) ориентацию и уверенность в себе
людям ту или иную небылицу или заведомую ложь".
(цитата: В защиту науки. - М.: Наука, 2006. С. 3)
|
психологическая |
1.
Человек всегда ищет
самый короткий, легкий и, что самое
главное - ЕМУ (ЧЕЛОВЕКУ) понятный путь решения своих задач.
То, что человек не знает или не понимает, он просто
"откидывает" или пропускает, связывает факты по внешним
или общим признакам и обязательно находит
какое-нибудь "совершенно логичное объяснение", хотя на самом деле логики
может и не быть.
Логическая
задача: Я не в Токио,
значит, я не в Японии?
Неверное решение: да
Верное решение: неизвестно
Логическая
задача: Сколько получится, если 30 разделить на 1/2
и прибавить 10?
Неверное решение: 25
Верное решение: 70
Логическая
задача: Дом имеет 4 стены. В каждой стене по одному
окну. Все окна выходят на юг. В окно
заглянул медведь. Какого цвета шкура у
медведя?
Неверное решение: бурая
Верное решение: белая
Логическая
задача: В комнате горят четыре
свечи. Одну свечу потушили. Сколько свечей осталось?
Неверное решение: 3
Верное решение: 1
Однако,
многие будут утверждать, что логичными являются неверные
ответы, так как "сработал" механизм поиска
самого короткого и экономичного (легкого, по аналогии) способа решения
логической задачи при отсутствии критического
мышления. Другими словами, человек мыслит стереотипами
(готовыми решениями логических задач), которые экономят
мыслительные ресурсы и ускоряет процесс общения (представьте
себе сколько нужно было бы времени, чтобы всякий раз заново
проводить "глубинный" анализ всех высказываний).
"... Когда
дело касается научных знаний, даже взрослые люди — а о детях
и говорить нечего — почти ничего не могут проверить сами по
причине некомпетентности. В этом случае (то есть почти
всегда) мы заменяем непосредственную оценку достоверности
знаний оценкой их источника. Если источник кажется
заслуживающим доверия и если в нём самом чувствуется
уверенность, мы принимаем новое знание на веру, даже если не
поняли толком, о чём речь."олком, о чём речь."
2. С другой
стороны, человек очень любопытен, и его привлекает
"новенькое", "интересненькое" причудливое. Но
ОТКРОВЕННО новое пугает человека своей неизвестностью,
и, возможно, потребностью трудиться и нести какую-либо
ответственность, что порождает тревогу.
Для
создания своих чудо-курсов чародеи в области "обучения"
иностранным языкам в первую очередь используют
косность мышления, банальное
невежество и тягу к развлечениям
рядового человека. Другой их "питательной средой" является
нехватка
свободного времени, неорганизованность, леность и
жадность человека. С учетом этих факторов,
создаются рекламные тексты и "учебные" продукты, проглатываемые с таким большим аппетитом, потому что предлагают 1) ПОНЯТНЫЙ
(!!!) 2) ЛЕГКИЙ; 3) БЫСТРЫЙ и 4)
РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ способ
изучения иностранного языка.
|
Чудодеи знают, что самое
главное - чтобы в основе их волшебных программ лежали абсолютно
понятные для потенциального потребителя-инфантила принципы ,
что-нибудь из области авторитетных наук, например, физики: 25-й кадр или
неслышимый сигнал, который якобы физически записан на
магнитную ленту (хотя человек и слышит частотный звуковой
диапазон от 20 Гц до 20 кГц, на магнитную ленту кассеты
ФИЗИЧЕСКИ можно записать только звуковой диапазон от 40 Гц
до 16 кГц, и то в лучшем случае!), но потребителю это уже не
АКТУАЛЬНО, так как НАИВАЖНЕЙШАЯ часть информации пропущена и
заменена каким-нибудь
"совершенно
логичным объяснением".
Подробнее о социально-психологических причинах можно
прочитать в моей статье
здесь
Проанализируем
рекламный текст программы "Intellect 25 кадр" :
http://www.ozon.ru/context/detail/id/1510078/?from=ramblerhttp://www.intellect.aaanet.ru/
Рекламный текст |
Комментарии |
О программе.
"Intellect 25 кадр" - это новейшая компьютерная
программа для изучения иностранных языков,
разработанная с учётом современных образовательных
технологий. Этот CD-курс поможет Вам
за короткое время выучить
иностранный язык для общения на хорошем разговорном
уровне. |
... за короткое
время (!)
выучить иностранный язык для общения на хорошем
разговорном уровне.
Предлагается БЫСТРЫЙ способ овладения
иностранным языком. |
В основе обучения лежит
уникальная методика,
основанная на использовании эффекта 25-го кадра.
Это позволяет добиться удивительной скорости в
освоении лексики иностранного языка.
|
... уникальная
методика, основанная на использовании эффекта 25-го
кадра. (!)
Не понятно
что это такое ("но это детали" скажут многие), но
зато ВЫЧУРНО и ЛЮБОПЫТНО, но
самое главное (!) ПОНЯТНО, что это что-то из
области ФИЗИКИ, а кто будет оспаривать саму
физику! |
За каждые 60 часов занятии
ученик усваивает до 3000 слов и выражений!
Материал разбит на
части, темы и уроки. Каждый урок, в свою очередь,
состоит из нескольких этапов: суггестологический
режим, аудиорежим, режим самоконтроля и тесты.
|
За каждые 60 часов
занятии
(!)
За ТАКОЕ
количество часов можно выучить даже больше слов и
выражений и без 25-го кадра! Не нужно
забывать, что в традиционной методике слова и
выражения группируются по смысловым и ассоциативным
признакам, что ОЧЕНЬ ускоряет их запоминание. |
В
суггестологическом режиме происходит
обучение при помощи эффекта 25-го кадра. Учебный
материал подаётся в виде пар слов или предложений
(иностранное - русское) с частотой 25 кадров в
секунду. В этой части занятия большое количество
информации будет накапливаться в Вашем подсознании.
|
суггестологический
режим
(!)
Очень немногие знают что это такое! На это и
рассчитано!
ВЫЧУРНО и ЛЮБОПЫТНО. Что-то из области
ПСИХОЛОГИИ, а кто будет оспаривать саму
психологию! |
В аудиорежиме учебный
материал подаётся в обычном темпе. Каждое
иностранное слово озвучено. Чистота звука и
безупречность дикции опытных
преподавателей-носителей языка дадут возможность
выработать правильное произношение. Применение
метода образного восприятия позволяет вывести из
подсознания на сознательный уровень накопленную
ранее информацию, а также эффективнее запоминать
лексику иностранного языка. |
С этого
места начинается ОБЫЧНАЯ ТРАДИЦИОННАЯ
МЕТОДИКА, которая и дает положительный
результат.
Про "вывод
чего-то там из подсознания" - ерунда полная.
|
В режиме самоконтроля
Вам будет предложено вспомнить перевод того или
иного выражения. Таким образом, Вы сможете закрепить
изученный материал и заодно проконтролировать себя.
Тесты дадут объективную оценку полученных Вами
знаний, так как, отвечая на вопросы тестов
невозможно воспользоваться помощью словаря или
грамматического справочника. |
Продолжается САМАЯ ОБЫЧНАЯ ТРАДИЦИОННАЯ МЕТОДИКА,
которая продолжает давать положительный результат.
|
Параллельно с освоением
лексики иностранного языка рекомендуется изучать
фонетику и грамматику. Для этого можно
воспользоваться полным грамматическим справочником,
который включён в программу.
Вы можете обратиться к словарю каждого урока, а
также к общему словарю всего курса. Каждое
иностранное слово в словаре озвучено. |
Это уже
смешно! Опять САМАЯ ТРАДИЦИОННАЯ МЕТОДИКА, которая продолжает давать
положительный результат. |
Изучение иностранного
языка с CD-курсом "Intellect 25 кадр" будет для Вас
лёгким, приятным
и увлекательным занятием! |
Предлагается ЛЕГКИЙ способ овладения
иностранным языком. |
 |
"Методика 25-го кадра" - самая обычная и структурированная не лучшим образом традиционная методика (другой более эффективной не существует) с "заманухами" для наивных. |
Щербаков Ю.Н. 2012 г.
 |
На тему вопроса
Неприятие научного знания уходит корнями в детскую
психологию
Источник
|

Один из тестов на невежество. Большая часть
народонаселения полагает, что шарик, вылетевший из кривой
трубки, будет продолжать двигаться по кривой траектории.
Рис. из обсуждаемой статьи в Science
Американские ученые всерьез обеспокоены растущим разрывом
между прогрессом науки и отсталостью общественного сознания,
прозябающего в плену невежества и предрассудков.
Исследования последних лет выявили связь между неприятием
определенных научных теорий взрослыми людьми и психологией
маленьких детей. В частности, свойственная детям
«неупорядоченная телеология» — склонность приписывать
каждому предмету цель, ради которой он был кем-то сделан —
является одной из причин удивительной живучести
креационизма.
Современная научная картина мира слишком сложна для
массового сознания. Ни один ученый не может вместить в своей
отдельно взятой голове все знания, добытые наукой за
последние два-три века, что уж говорить о простых смертных.
Но это не единственная причина распространения
предрассудков, суеверий и лженаучных идей в современном
обществе. Не менее важной причиной является несоответствие
многих выводов современной науки врожденным свойствам и
наклонностям человеческой психики и устоявшимся стереотипам
общественного сознания.
В обзорной статье, опубликованной в последнем номере журнала
Science, сотрудники психологического факультета Йельского
университета (Department of Psychology, Yale University) Пол
Блум (Paul Bloom) и Дина Вайсберг (Deena Skolnick Weisberg)
рассказывают об исследованиях данного явления, получившего
название «сопротивление науке» (resistance to science).
Согласно недавно проведенным опросам, 42% взрослых
американцев убеждены, что люди и животные существуют в своем
нынешнем виде с начала времен. Среди меньшинства,
признающего эволюцию и естественный отбор, лишь очень малая
часть в состоянии внятно объяснить, что это такое (обычно
люди полагают, что эволюция — это некий загадочный закон
природы, в силу которого дети лучше приспособлены к среде
обитания, чем их родители). «Сопротивление науке»
затрагивает не только эволюцию: огромное число людей верит в
научно неподтвержденные «медицинские» практики, в
привидения, в астрологию и т. д.
Казалось бы, ну и пусть себе верят — лишь бы были
здоровенькие. В конце концов, благодаря научному прогрессу
большая часть народонаселения в развитых странах имеет
полную возможность жить припеваючи, вообще ничего не зная и
не понимая. Ан нет, ведь есть же еще и политическая сторона
вопроса. В современном демократическом обществе именно от
этих невежественных масс зависит в конечном счете
государственная политика в таких «наукоемких» областях, как
изменения климата, генетически модифицированные организмы,
стволовые клетки, клонирование, вакцинация и т. д.
Исследования последних лет показали, что определенные
аспекты «сопротивления науке», по-видимому, являются общими
для всех народов и культур и проистекают из двух базовых
особенностей детской психики. Первая связана с тем, что дети
знают «изначально», вторая — с тем, каким образом они
усваивают новые знания.
1. Наука противоречит «изначальным» представлениям детей
об устройстве мира
Даже годовалый младенец — отнюдь не «чистый лист», он
обладает по-своему весьма глубоким пониманием физического
мира и человеческих отношений. Малышам прекрасно известно,
что материальные объекты обладают плотностью, устойчивостью
во времени (продолжают существовать, даже если их не видно),
что без поддержки они падают и т. д. Они понимают также, что
поступки окружающих людей осмысленны и целенаправленны, что
их эмоции отражают отношение к разным ситуациям. Эти
исходные представления служат необходимой основой для
дальнейшего обучения, но они же порой и затрудняют
восприятие научных идей.
Например, детская убежденность в том, что без поддержки
предметы падают, мешает поверить в шарообразность Земли
(ведь тогда все люди, которые «с той стороны», попадали бы
вниз). Эта научная концепция полностью принимается ребенком
обычно лишь в возрасте 8-9 лет, а до этого в нее вносятся
систематические искажения. Например, ребенок может верить,
что Земля шарообразная, но при этом считать, что люди живут
только на «верхнем» полушарии, а снизу не живут,
сваливаются.
Некоторые детские предрассудки оказываются настолько
неистребимыми, что даже школьное образование не может их
преодолеть. Например, многие студенты американских колледжей
полагают, что шарик, выкатившийся из кривой трубки, будет
продолжать двигаться по искривленной траектории (выбирают
вариант B на приведенном рисунке).
Что же касается массового неприятия теории эволюции (и
других достижений биологии), то причины этого кроются в
другой особенности детской психики — а именно в присущей
маленьким детям склонности видеть во всём, что их окружает,
результат чьей-то целенаправленной деятельности. Это
называют «неупорядоченной телеологией» (promiscuous
teleology).
Удивляться не приходится, ведь человеческий мозг изначально
развивался именно как приспособление для решения
практических задач, для целеполагания и придумывания путей
достижения цели. Самые насущные задачи для высших приматов,
и людей в том числе, всегда были связаны с общественными
отношениями, например, с борьбой за положение в общественной
иерархии. Для решения этих задач необходима способность
понять мотивы поступков своих соплеменников, способность,
которая изначально строилась на рефлексии, на суждении о
других «по себе». Что же удивительного в том, что такое
понимание распространяется на весь окружающий мир, что
ребенок или дикарь, услышав гром, неизбежно будет думать,
что этот звук произведен кем-то с некой вполне определенной
целью.
Например, специальное исследование показало твердую
убежденность четырехлетних детей в том, что всё на свете
существует «для чего-то» (львы — чтобы смотреть на них в
зоопарке, тучи — чтобы шел дождик). Специальные исследования
также подтвердили склонность детей к креационистскому
объяснению происхождения объектов окружающего мира (всё
вокруг кем-то сделано с какой-то целью).
Привлекательность подобных идей не слабеет с возрастом.
Детям вторят поэты: «Если звезды зажигают — значит, это
кому-нибудь нужно».
Эти интуитивные представления мешают людям принять идею
эволюции, точно так же, как изначальные наивные
представления о физических законах мешают усвоить идею о
шарообразности Земли.
Другое интуитивное представление, свойственное детям, — это
дуализм, или идея о принципиальном различии между
материальным и духовным, например между телом и душой,
мозгом и сознанием. Американские дошкольники знают, что мозг
нужен для осуществления некоторых ментальных функций, в
первую очередь сознательных, таких как решение
математических задач. Но эти же дошкольники отказываются
верить, что мозг нужен и для таких вещей, как игра в прятки
или любовь к брату. Когда их спрашивали, что будет, если
мозг мальчика пересадить поросенку, дошкольники отвечали,
что получится очень умный поросенок, но все желания и знания
у него останутся поросячьими.
Склонность к дуалистическому миропониманию препятствует
восприятию достижений современной нейробиологии, которые
убедительно показывают, что всё «духовное» в человеке
целиком определяется вполне материальными процессами,
происходящими в мозге. Противоречие между изначальным
дуализмом человеческого мировосприятия и современными
научными взглядами порождает причудливые социальные
проблемы. Например, дебаты вокруг допустимости экспериментов
с животными, человеческими эмбрионами и стволовыми клетками
часто сводятся к проблеме наличия у этих объектов «души».
Более того, применение магнитно-резонансной томографии для
изучения мозга преступников привело к появлению новых,
весьма оригинальных веяний в адвокатском деле. Появились
утверждения, что если антисоциальные поступки человека
определяются работой его мозга, то, следовательно, человек
ни в чём не виноват, просто «его мозг заставил его так
поступить». Таким образом, не только дети, но и вполне
взрослые адвокаты наотрез отказываются воспринимать научные
данные о природе мозга и психики.
2. Наука, говорите? Что-то не верится!
Многое в «сопротивлении науке» определяется врожденными
свойствами человеческой психики, но кое-что зависит и от
культурной среды. Об этом свидетельствуют, в частности,
межнациональные различия в степени сопротивления тем или
иным научным идеям. Скажем, неприятие идеи эволюции у
американцев выражено намного сильнее, чем в большинстве
других развитых стран.
В разных странах считаются «общеизвестными» и не требующими
доказательств разные наборы «истин». Такие идеи обычно
усваиваются детьми без всякого критического анализа.
Типичные примеры — значение общеупотребительных слов, «вера»
в микробов и электричество. Существование микробов,
например, в развитых странах никем не подвергается сомнению
— и дети тоже, нисколько не задумываясь, проникаются
искренней верой в существование этих невидимых тварей.
Микробы, к счастью, не противоречат никаким «врожденным
интуициям», а наоборот, помогают вполне телеологическим
образом объяснить болезни, протухание продуктов и др.
Однако большая часть знаний все-таки не принимается без
доказательств ни детьми, ни взрослыми. Когда дело касается
научных знаний, даже взрослые люди — а о детях и говорить
нечего — почти ничего не могут проверить сами по причине
некомпетентности. В этом случае (то есть почти всегда) мы
заменяем непосредственную оценку достоверности знаний
оценкой их источника. Если источник кажется заслуживающим
доверия и если в нём самом чувствуется уверенность, мы
принимаем новое знание на веру, даже если не поняли толком,
о чём речь. Типичный пример — вышеупомянутые американцы,
которые верят в естественный отбор, но не в состоянии
объяснить, что это такое.
Это касается не только науки. В одном недавнем исследовании
людям предложили оценить различные политические программы, о
которых испытуемым сообщили, что они исходят от той или иной
политической партии (республиканцев или демократов).
Испытуемые дали программам с виду вполне осмысленные,
аргументированные оценки. Однако статистический анализ
показал, что в действительности оценки определялись не
содержанием программы и не отношением данного человека к
каким-то конкретным законам или действиям правительства, а
только лишь «партийной принадлежностью». Например,
сторонники демократов поддерживали и совершенно
«недемократические» проекты, если им говорили, что проект
исходит от их любимой партии.
Выяснилось, что дети, в точности как и взрослые (и даже в
еще большей степени), склонны оценивать достоверность
информации по «весомости» и «солидности» ее источника. Уже
четырех-пятилетние дети отлично знают, что взрослым известно
больше, чем сверстникам. Если взрослый и ребенок говорят
противоположное, дети верят взрослому. Они уже знают, что
среди взрослых есть специалисты разного профиля и что в
болезнях лучше разбирается доктор, а в сломанных велосипедах
— механик. Кроме того, дети гораздо охотнее верят тому
«источнику знаний», который демонстрирует полную уверенность
в себе и своих словах. Мямли-ученые с их вечными сомнениями
и фразами типа «разумеется, пока это лишь предположение...»
никакого доверия у детей не вызывают.
В связи с этим нужно отдать должное дальновидности
российских наукоборцев, которые мечтают в учебниках биологии
после каждой главы добавить сносочку о том, что «есть,
однако, и другая точка зрения...», и вдобавок ввести в
школах изучение религиозной картины мира. Конечно, учитель
биологии, опутанный «сносочками», не сможет так надувать
щеки на уроках, как преподаватель «альтернативного
предмета». Кому из них поверят дети — сомневаться не
приходится.
Исследователи делают вывод, что «сопротивление науке»
зарождается из противоречий между интуитивными
представлениями маленьких детей и тем, чему их учат;
«сопротивление» переходит из детства во взрослую жизнь, если
соответствующие научные идеи не имеют всеобщей поддержки в
обществе, и становится особенно сильным, если существует
ненаучная альтернатива этим идеям, не противоречащая
«элементарному здравому смыслу» и опирающаяся на солидные,
уважаемые и очень уверенные в себе «источники». В США именно
так обстоит дело с эволюционной биологией и нейробиологией:
выводы этих наук противоречат и детской интуиции, и
высказываниям многих солидных политиков и религиозных
деятелей.
Что уж говорить о ситуации в России. Утешает лишь, что
креационисты, фоменковцы и прочие астрологи, конечно, ни в
чём не виноваты. Просто «их мозг заставляет их так думать».
Другие вопросы мифоскопа
|