Сразу разочарую тех, кто думает, что иностранный язык можно выучить за две
недели, или за месяц, или методом И. Давыдовой, или методом 25-го кадра, или по
танцевально-вокальной методе, или по мега-гипер-супер авторской методике
профессора или академика N! Если бы это было на самом деле возможно, то не было
бы ни специальных школ с углубленным изучением иностранных языков, ни институтов
иностранных языков, ну и, конечно, репетиторство отсутствовало бы как явление.
Была бы только методика "три притопа и два прихлопа" и вся страна... да что
страна... ВЕСЬ МИР бы выучил все существующие иностранные языки за месяц - по
три разноструктурных языка за день! Но этого, почему-то, не происходит...
Значит, здесь не все так просто и однозначно.
К сожалению, как и в любой другой сфере, в области обучения иностранным языкам
много авантюристов, шарлатанов и просто нечестных людей, которые достали из недр
профессиональной терминологии броское слово "методика", размахивают как флагом,
заманивая все новые и новые жертвы, а точнее их деньги. Они ответственны и за
то, что обычный методологический термин стал означать "панацею от
интеллектуального труда" для не совсем трудолюбивых учеников.
На самом деле "методика" - это 1) наука о методах преподавания и 2) совокупность
методов обучения, а "метод" - это самый обычный "прием". Вот и получается, что
"методика" - это способ организации приемов обучения, т.е. то, как
специалист-преподаватель объясняет, закрепляет и проверяет качество усвоенного
материала, учитывая поставленные задачи, характеристики обучаемых и т.д. и т.п.
Это напоминает монтаж кинофильма из отдельных сцен.
Методика НИКАК не связана с такими "находками" чудодеев как:
- неоправданное сокращение учебного материала, чтобы его можно было усвоить за
две недели или месяц; или, наоборот, неоправданное сокращение времени при
обычном объеме учебного материала. Конечно, такую "методику" можно
разрекламировать и даже книжку напечатать, но выучить язык за такой короткий
период нельзя. Чудес-то не бывает!
- изучением только одного аспекта иностранного языка, например, чтения, письма
или простого заучивания слов и фраз (25 кадр) и т.п. Тогда и назвали бы "Метод
такой-то такого-то запоминания английских слов".
- харизмой конкретного преподавателя, который свою харизматичность выдает за
авторскую методику. У самого рядового преподавателя, который работает строго "по
науке", т.е. по традиционной методике, Вы будете знать и уметь намного больше,
чем Вы вынесете с завлекательно-увлекательнейших представлений фонтанирующего
остроумием и поражающего эрудицией и жизненным опытом "преподавателя".
 |
Методика - это не "вещь в себе", и она не может быть хорошей или плохой; она
может соответствовать или не соответствовать конкретным учебным задачам и
особенностям учеников. Методику определяет и реализует специалист-преподаватель,
которого выбираете Вы. |
Щербаков Ю.Н. 2014 г.