|
Вопросы и ответы: Качество обучения
Что такое "качественные знания"?
Чтобы быть качественными, знания должны полностью удовлетворять всем без исключения нижеперечисленным характеристикам, потому что каждый следующий параметр - это "эволюционная" ступенька предыдущего, и они не существуют друг без друга. Итак, знания качественные, если они:
1. полные (объемные)
Полнота знаний - это материальная количественная характеристика. Без
необходимого и достаточного (см. всеобщие законы Гегеля) объема знаний
невозможны все остальные характеристики знаний, о которых идет речь ниже. Если
провести аналогию с живой природой, то количество знаний - это как количество
особей в огромном многообразии видов и подвидов живых существ со всевозможными
вариациями, мутациями и девиациями и пр. Для эволюции нужен избыточный и
изменчивый материал и инструментарий. Поэтому, если знания иностранного языка
(лексика, грамматика, фонетика и др.) недостаточного объема или статичны, то о
качественных знаниях вообще не может быть и речи. В таком случае можно говорить
только о хорошо усвоенной теме, грамотно выполненном упражнении, хорошем
переводе и т.п.
2. глубокие
Знания, если хотите, имеют свою "морфологию" и четкую внутреннюю структуру, а
точнее, семантику. Подобно тому, как человеческое тело имеет вес, форму, цвет
кожи и тканей, состоит из различных клеток, костей, мышц и много чего другого. И
каждая "запчасть" организма имеет свою "семантику", т.е. назначение и функцию.
Поэтому, если знания усвоены основательно, до мельчайших деталей и нюансов их
структуры, то можно сказать, что такие знания глубокие (основательные).
Например, если вы знаете слово go только в глагольном значении, то ваши знания
очень поверхностные, потому что вы усвоили только часть семантики этого слова;
если вы знаете еще и номинативные значения go, то ваши знания уже поглубже; а
если еще и идиоматическую и атрибутивную семантику знаете, то ваши знания слова
go глубокие. С глубиной знаний напрямую связаны такие отрасли как герменевтика и
семасиология.
3. системные (систематичные)
Системные знания от систематичных отличаются только тем, что первые являются
результатом, а вторые процессом. Буду пользоваться первым термином. Закончу
анатомическую аналогию, которую начал выше. Так вот, человеческое тело состоит
из много чего, которое не кабы-абы свалено в кучу, а в результате длиннющей
эволюции строго организовано в сложнейший и четко функционирующий живой
механизм. Так и весь массив знаний - это не набор и не сумма элементов пусть и
со сложной внутренней структурой, а единая система, которая в свою очередь
состоит из подсистем, т.е. единство закономерно расположенных и находящихся во
взаимной связи частей низшего уровня упорядоченных в логической
последовательности в систему высшего уровня. Такое упорядоченное логическое
соединение элементов систем имеют научные имена - синтагматика и парадигматика,
отсюда и синтагматические и парадигматические связи, синтагма и парадигма и
много чего другого. С системностью знаний непосредственно связана такие отрасли
как кибернетика, электроника, робототехника и им подобные. В нашем случае,
системные знания являются синонимом языковой компетенции, т.е способности
отличить правильные высказывание от неправильных и создавать все многообразие
(по-научному, весь "вариативный ряд") лингвистически и коммуникативно правильных
высказываний. Если ваши знания могут "вытворять" такое, то они удовлетворяют
этому критерию качества знаний. Они системные.
4. гибкие
Гибкость знаний позволяет знаниям "самовоспроизводиться", т.е. порождать новые
более структурированные и глубокие знания. Такова "эволюционная программа"
нашего мышления, которое таким образом помогает нам "выживать и жить" в
постоянно меняющейся и усложняющейся среде обитания. Благодаря постоянной
самонастройке и самореструктуризации знания образуют адаптивную систему, которая
всегда адекватна по отношению к изменившимся условиям действительности, что
делает взаимодействие организма и среды чрезвычайно устойчивыми и
"жизнеспособными". Такие характеристики мышления, как интеллект, творчество,
нонконформность, формально-операциональное (= прагматическое) мышление и
поведение находятся в прямой зависимости от гибкости знаний, потому что гибкость
мышления как бы "убивает" те неэффективно функционирующие "старые" знания,
которые да данном этапе тормозят развитие когнитивного аппарата. Если провести
аналогию с кибернетикой, то гибкость знаний для мышления человека функционально
то же самое, что программное обеспечение для работы компьютера. Одна из пока
неразрешимых проблем создания искусственного интеллекта - это гибкость знаний -
способность имеющихся баз знаний самонастраиваться, т.е. самосовершенствоваться,
стать живой системой.
5. оперативные
С одной стороны, оперативные знания позволяют быстро и точно (оперативно) решать
конкретные прагматические задачи. Например, если вы знаете предложное управление
be afraid, то фразу "боюсь собаку" оперативно (быстро, автоматически)
произнесете или напишите с of, а в условиях измененного контекста - "боюсь, что
опоздаю" - с такой же быстротой и точностью употребите частицу to. То есть,
оперативные знания позволяют выражать мысли грамотно и адекватно в реальных
коммуникативных условиях, когда речь порождается спонтанно. Однако, если во
втором контексте останется предлог of, то такие знания не то что оперативные,
они как не полные, так и не глубокие, и не системные; то же самое, если на поиск
правильного варианта нужно время для того, чтобы уточнить управление в словаре
или грамматическом справочнике. По сути, оперативность знаний - это скорость
выборки, обработки информации из "ячеек памяти (=базы знаний) и и принятия
коммуникативного решения. С другой стороны, оперативные знания позволяют всей
системе знаний работать с определенно скоростью. Это как тактовая частота
процессора и шины компьютера. Однако, скорость обработки данных у разных
индивидов, как и у компьютеров, разная, поэтому кто-то соображает быстрее,
кто-то тормозит со "страшной скоростью". Именно из-за разной скорости обработки
информации одни люди идут далеко вперед в своем умственном и, как правило,
личностном развитии (суперкомпьютеры), другие топчутся на месте или
прогрессируют по принципу "шаг вперед, два назад", третьи - вообще арифмометры.
Отсюда пресловутое непонимание вторыми и третьими первых, но никогда не
наоборот!
6. прочные
Прочность знаний связана с устройством памяти и внимания, которые, по сути,
работают по принципу забывания, а не запоминания. Что же тогда удерживает все
знания в форме системы? Всё те же синтагматические и парадигматические связи,
которые невозможны без семантических и морфологических. Другими словами, чем
глубже знания (см. пункт 2), тем они прочнее и более оперативные. Цепочка
замкнулась.
7. осознанные
Это когда субъект "знает, что он знает". Надзнание.
В заключение нужно отметить, что понимание теории качества знаний пытливым умам
поможет разобраться со многими проблемами взаимопонимания между людьми:
родителями и детьми, учителями и учениками, коллегами, оппонентами, политиками,
семейным парам, и в конце концов, с самим собой.