lexic:blog:2014-02-06-070620
поле vs. field vs. ...
Вопросы:
1. Что лежит в основе семантического сдвига в русском языке: поле —> поля?
2. Насколько более дифференцирована ядерная сема (=ядерная структура) в русском и английском языке? Нарисуйте схему ядерной структуры и поверхностных структур для обоих языков?
3. Почему в английском языке ядерная сема “поле” более дифференцирована, чем в русском?
~~LINKBACK~~
lexic/blog/2014-02-06-070620.txt · Last modified: 2018/04/22 23:26 by 127.0.0.1
Discussion
1. Перенос визуальной структуры (нечто (= фигура) в центре, поля по краям)
Верно,
а множественное число какую сему актуализирует? = Ведь у шляпы - всегда поля, т.е. мн. число.
визуальная расположенность вокруг некоторого общего центра (поля в тетради = пустые места вокруг текста, поля шляпы = выступающие края вокруг тульи)
что значит “дифференцированность ядерной семы”? Насколько далеко эта сема ушла от некоторой первородной ядернее которой уже ничего нет? Как это сравнить?
пусть будет первая версия ядерных сем:
field - однородность/упорядоченность (статическая) имеющая деятельную (динамическую) причину (поле фермера, поле магнита, область деятельности учёного).
поле - однородность/упорядоченность визуальная (статическая) граничащая с динамическим элементом. (поле а за ним лес, поле тетради а рядом текст при прочитывании сверху вниз)
да, именно так - насколько далеко “ушла” функция -остность (= ядерная сема) по цепочке переносов от восприятия/осмысления/интерпретации первого/первичного смыслового/синкретического комплекса. Например, сперва ребенок торт воспринимает как одно функциональное целое - сладость в оппозиции к каше (см. депривации в ТП); затем ребенок дифференцирует торт на вкусные и невкусные запчасти (потому что депривации и ТП никуда же не делись и продолжают вызывать тпж, которое и движет себя по переносам) - например, масленые розочки вкусные, а бисквит - не вкусный (ну или еще как по запчастям торта в случает другого ребенка) = делается перенос функции тортности (= всего торта) на масленые розочки (← см. тж. метонимию); затем масленые розочки дифференцируются по цвету или еще какому признаку, на который переходит функция тортности; и т.д. В итоге, став например кондитером, этот уже взрослый-ребенок дифференцирует торт еще более дробно в части того же масла или пищевых красителей.
верно, т.е. создана оппозиция = КФ который и снимается/разрешается мн. числом. Что и что (= какие аргументы) образуют КФ?
а какие другие есть оппозиции поля к чему-либо? И почему к лесу - поле (ед. число), а в тетради к тексту - поля (мн. число)?