lexic:blog:2013-05-07-125342
школа vs. урок
Задание:
Выделите ПП в таких парадигмах:
Парадигма 1:
школа
магазин
кино(театр)
комната
музей
сад
огород
Парадигма 2:
урок
распродажа
(кино)сеанс
кровать
презентация (мероприятие)
клумба
грядка
Примечание:
Выделенный ПП - это диф. сема, т.е. то, что на “внутреннем” смысловом уровне “говорит” языковой компетенции (= врожденная языковая/речевая способность) какой предлог употреблять и какой окончание прилеплять к словам, чтобы согласовать их в осмысленное высказывание и др.
~~LINKBACK~~
lexic/blog/2013-05-07-125342.txt · Last modified: 2018/04/22 23:26 by 127.0.0.1
Discussion
первый набор ещё “пространство”, а второй уже “причинность”
но ведь и сад/огород тоже “причинность” имеет, и наоборот, клумба-грядка -“пространство”. Может еще более дробно дифференцировать?
Слова из первого набора в речи чаще используются как некий “абстрактный контейнер”(название) группирующий внутри себя конкретное содержание (второй набор) непосредственно с которым и осуществляется взаимодействие.
Слова первой группы могут быть “опредмечены” языковыми средствами, также как слова второй группы “распредмечены”.
Примеры:
1. Иди в школу! - Ползи на школу ( = залезь на крышу здания).
2. Садись на кровать! - Марш в кровать! ( = иди спать)
Мысль развернул правильно. Осталось дать четкие названия ПП = назвать диф. сему
парадигма 1 = динамическая структура (неопределённость)
парадигма 2 = статическая структура (определённость)
Вот так уже гораздо точнее!
например в саду может быть много чего: и клумбы с цветами, и грядки с огурцами, и домик, и бочка для воды
на грядке в оппозиции (!) к саду уже не может быть домика и бочки, но могут быть цветы и огурцы; а на клумбе в оппозиции(!) к грядке могут быть только цветы, но будет огурцов и домика; и так далее. Какой вывод напрашивается про динамичность/статичность?
относительны, определяются контекстом
верно, но главное - образуют линейную структуру (= диаду)= явление парадигматическое