Английский язык с профессиональным репетитором в Екатеринбурге +79222049636
мифология и образование Качество обучения
Самообразование
Психология обучения
Методика обучения
Мифоскоп
Лингвистические вопросы

Вопросы раздела

Как выучить английский БЫСТРО?
Может ли иностранец научить своему языку?
Может ли языковая среда научить иностранному языку?
Почему живут мифы о 25-м кадре и "скрытых" сигналах?
Что такое фолк-лингвистика?
Сколько слов нужно знать, чтобы знать английский?
Могут ли путешествия научить иностранному языку?
 
Что такое фолк-лингвистика?

Вопросы:

Что такое фолк-лингвистика?

Что такое фолк-лингвистика и чем она отличается от обычной лингвистики?

Приложения и дополнительный материал:

статья Статья В чем особенность мышления наивного лингвиста?
статья Статья Что такое наивная лингвистика?
матезиус Обсуждение статьи  Кошки vs. наивные лингвисты, ограниченное пространство vs. слово
   

ОПРЕДЕЛЕНИЕ


Фолк-лингвистика (англ. folk linguistics  (также фол(ь)к-лингвистикс, наивная лингвистика, народное языкознание, псевдолингвистика, паралингвистика, анти-лингвистика, лжелингвистика, поп-лингвистика, лингвистика для народа, масс-лингвистика, самодеятельная лингвистика и др.)) — обобщённое название совокупности как самодеятельных трудов, так и издательских проектов, созданных на сознательной метаязыковой  рефлексии наивных пользователей языка, претендующих на системность и научность, но не являющихся научными лингвистическими исследованиям.

Чтобы ясно представить себе, что такое фолк-лингвистика, следует определить ее место среди других форм лингвистической мысли.

Академическая (высокая) лингвистика заставляет исследователя-лингвиста строго соблюдать установленный порядок проведения лингвистических исследований и оформления любых научных публикаций, будь то статья или диссертация. Исследование не может быть "оторванным"  от существующих и верифицированных результатов ранее проведенных исследований, не то чтобы противоречить им. Все выводы должны быть обоснованными и подтверждены практической частью исследования. Недопустимо изменение существующей общепринятой терминосистемы. И так далее. Одним словом, в канве академического исследования нет места для самодеятельности и инфантильной формы самовыражения. К представителям академической лингвистики следует отнести основоположника теории знака Фердина́нда де Соссю́ра, Ива́на Алекса́ндровича Бодуэ́н де Куртенэ́, Рома́на О́сиповича Якобсо́на, Льва  Влади́мировича Ще́рбу, Ви́ктора Влади́мировича Виногра́дова, Алекса́ндра Афана́сьевича Потебню́ и др.

Занимательно-популярная лингвистика призвана просвещать "широкого" читателя и детей, популяризовать сложные лингвистические явления, а также достоверные и общепризнанные научные идеи, концепции и гипотезы, описывая их  понятным неспециалисту языком. Это часто учебная литература и книги для внеклассного чтения в рамках изучения родного/иностранного языка и литературы в средней школе и ВУЗе. Представители этого направления лингвистики обычно именитые писатели, поэты, филологи и переводчики: Лев Успенский (Слово о словах), Нора Галь (Слово живое и мертвое: От «Маленького принца» до «Корабля дураков»), Мария Адольфовна Колпакчи (Дружеские встречи с английским языком), Светлана Григорьевна Тер-Минасова (Язык и межкультурная коммуникация), Н. М. Шанский (Лингвистические детективы) и др.

Фолк-лингвистику представляют персоны,  которые:
1) не смогли утвердиться ни в традиционной академической лингвистике, ни в филологии, ни в методологии, и теперь доказывают, что их идеи/опыт не хуже; 
2) искренне пытаются дать простые ответы на сложные и комплексные лингвистические вопросы, которые не могут быть втиснуты в рамки ни статьи, ни книги, ни даже издательского проекта;
3) написанием книг по фолк-лингвистике зарабатывают на жизнь.
К таким персонам/издательским проектам можно отнести: Ка́то Ломб (Как я изучаю языки),  армия авторов статей на сайте englishtips.org и многие другие.
Часто к фолк-лингвистике обращаются авторы других фолк-проектов, и в этом случае фолк-лингвистика являются вложением в бо́льший издательский проект. Например, концепция Николая Яковлевича Ма́рра ("Новое учение о языке") в рамках отечественного языкознания сталинской эпохи,  Анатолия Фоменко (Новая хронология) и аналогичные случаи.
 
Признаки фолк-лингвистики:

1) некое подобие сюжета или "зацепки" (hook), которые предполагают тенденциозный отбор подробностей; часть "фактов"  додумывается;

2) «наукообразие» и отказ от традиционной системы терминов и замена ее на авторскую;

3. сенсационность; отрицание и/или игнорирование установленных лингвистической наукой фактов;
нарочитая скандальная грубость изложения, апломб, нападки и «разоблачения» традиционных (=официальных) лингвистов и/или конкурентов фолк-лингвистов;

4) масштабность и глобальность "исследований" граничащих с "теорией всего", облаченные в примитивную форму лингвистической профанации;

5) публицистический характер «на злобу дня» и/или  мемуарная форма изложения с целью саморекламы;

6) низкий профессиональный уровень лингвистического анализа и отсутствие самостоятельного лингвистического исследования. Компилирование и перекомпилирование ранее опубликованных изданий фолк-лингвистики и аналогичной продукции;

7) неряшливость изложения, невладение темой, и невнимание к деталям из-за отсутствия профессиональной узкой специализации фолк-лингвистов.

Психологические функции

Фолк-лингвистика, равно как и ее сестры - фолк-хистори, фолк-психология, и другие члены семьи "Фолков", выполняет важные социально- и индивидуально-личностные психологические функции:

1) в аспекте приобретаемых и манифестирующих иррациональных страхов и социофобий  занятие фолк-лингвистикой повышает низкую самооценку и создает чувство социальной защищенности личности;

2) в аспекте базовых умонепостижимостей и, как следствие, внутренних конфликтов и диссонансов  написание и чтение фолк-лингвистики (и аналогичных проектов) является основой для самоактуализации и социальной адаптации;

3) в аспекте личностного роста и расширения кругозора увлечение фолк-лингвистикой приносит, увы, больше вреда, чем пользы; так как, если бы область интересов лежала в традиционной лингвистике, пусть и популяризованной, то это обогатило бы информационно и интеллектуально как исследователя, так и читателя; в данном случае интеллектуальная жвачка  фолк-лингвистики способствует только утилизации страха ответственности и иррационального контроля одной из умонепостижимостей - вербальной формы коммуникации.


 
Оставить комментарий

английский с репетитором