Английский язык с профессиональным репетитором в Екатеринбурге +79222049636
психология обучение Качество обучения
Самообразование
Психология обучения
Методика обучения
Мифоскоп
Лингвистические вопросы

Вопросы раздела

Английский язык. Какой он?
Как зарождался английский язык.
Языковые мутации
Почему языки такие разные?
Какая разница между think of и think about?
Какая разница между this is  и it is?
Что такое тема и рема?
Почему русское местоимение "его" переводится по-разному?
Что такое "герменевтика"?
Артикль с именами собственными: руководство по эксплуатации.
Артикли: руководство по эксплуатации.
Когда нужен some вместо артикля?
Что такое метафора и метонимия?
Что такое semantic change?
В чем отличие между Must и Have to и что такое фактуальность?
Какая разница между come и go?
Какая разница между not и no?
В чем отличие между have и have got?
Зачем в английском нужен Perfect?
Чем milk bottle отличается от a bottle of milk?
Чем hard отличается от hardly? Разве это не одно и то же?
Чем lots/a lot отличается от many/much?
Что такое граммема, лексема и семема?
Лингвистические вопросы   Что такое тема и рема?

Вопросы:

Что такое тема и рема?

Чем тема отличается от ремы?

Что такое актуальное членение предложения?
Как тему и рему выделить в предложении?

Отвечает:

Приложения и дополнительный материал:

матезиус Статья В. Матезиуса "О так называемом актуальном членении предложения"
матезиус Актуальное членение предложения. Упражнение №1.
матезиус Актуальное членение предложения. Упражнение №2.
матезиус Актуальное членение предложения. Упражнение №3.


 

Психолингвистическая теория актуального членения высказывания непростая, но для прикладных целей можно ограничиться уяснением следующих положений:

1. тема (исходный пункт высказывания) - это та часть высказывания, которая самая известная слушателю/читателю/ и т.п., одним словом, получателю этого высказывания.

2. рема (ядро) - это та часть высказывания, которая новая и неизвестная получателю. Ядром она называется потому, что именно ради этой части высказывания само это высказывание и порождается.

3. Все что находится между темой и ремой в той или иной степени связано с ними, и при перефразировании части связанные с темой могут вообще опускаться, что нельзя сделать с ремой и ее определениями.

4. Части одного и того же высказывания могут быть то темой, то ремой, в зависимости от переноса коммуникативной нагрузки на те или иные части высказывания.

 Например, в предложении Из пункта А в пункт Б выехал товарный поезд. - темой будет Из пункта А в пункт Б, а ремой - (товарный) поезд, при условии, что это первое предложение абзаца - например, задача из ученика по математике. Такое высказывание еще называют моноремой.

Если это же самое высказывание использовать в таком диалоге:

 1-й ученик: Я не понял, откуда и куда выехал товарный поезд?
2-й ученик: Из пункта А в пункт Б выехал товарный поезд.


то темой становится товарный поезд, а ремой - пункт А и пункт Б.
Такое высказывание называют диремой, так как финал высказывания обычно занимает рема, но в данном контексте - это тема высказывания, а рема перемещается по предложению в зависимости от коммуникативного задания высказывания. При произнесении фразы на рема будет выделена соответствующей интонацией.

5. Вне контекста выделить тему и рему проблематично, так как неясно, имеем ли мы дело с моноремой или диремой, в которой любая часть высказывания может быть под логическим ударением и, соответственно, быть ремой.

6. В предложениях из связного текста определять тему и рему несложно. Для этого нужно определить рему в первом предложении (монореме), во втором это будет уже темой, и если все слова относящиеся к теме можно опустить или свернуть при перефразировании, то часть не поддающаяся "сокращению" или опущению и есть ядро высказывания, т.е. рема. Теперь осталось проверить правильность анализа по следующему предложению, в котором "смысловой центр" второго предложения теперь уже должен быть темой высказывания.

Пример:

  тема рема
 
У лукоморья дуб зелёный; лукоморье дуб (зелёный)
Златая цепь на дубе том: дуб (тот) (Златая) цепь
И днём и ночью кот учёный по цепи кот (учёный) ходит
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит, направо (производная от "ходит кругом") песнь
Налево - сказку говорит. налево (производная от "ходит кругом") сказка
[...]    

Как вы заметили, только ремы формируют "костяк" сюжетной линии: дуб -  цепь -  кот - песнь/сказка и т.д., в то время как темы образуют "контейнер" для сюжета и "сюжетный фон" - детали и нюансы повествования.

Примечательно также, что местоимение "тот" выполняет функцию детерминатива (аналог английского определенного артикля) - материального показателя темы высказывания, в то время как прилагательные зеленый, златая, ученый маркируют рему, что в английском языке реализуется неопределенным артиклем, который ставится перед прилагательными (любыми определениями) обозначающими переменный/изменчивый признак.

Тему и рему впервые описал чешский лингвист В. Матезиус в своей статье "О так называемом актуальном членении предложения" (читать статью). Однако, он называет тему "исходный пункт высказывания" и рему "ядро".



Оставить комментарий

английский с репетитором