Английский язык с профессиональным репетитором в Екатеринбурге +79222049636
Учебные материалы
Вопросы и ответы

Качество обучения
Самообразование
Психология обучения
Методика обучения
Мифоскоп
Лингвистические вопросы
 

Почему английский язык нельзя выучить легко и быстро?

МОЗГ - ПАМЯТЬ

ЯЗЫК - РЕЧЬ

Итак, с одной стороны, имеются возможности мозга усваивать новую информацию, связывать ее и извлекать из памяти для практических целей.

Каждый из этих процессов связан с фактором времени, индивидуальными свойствами мыслительных процессов и мотивацией.

С другой стороны, имеется иностранный язык - колоссальный  массив информации, четко структурированный и часто противоречивый, с непонятной для русскоговорящего логикой организации и функционирования.

Например, попробуйте выучить наизусть страницу специального текста на родном языке из научной области бесконечно далекой от ваших интересов. (Так часто бывает в школе с нелюбимыми предметами.)  Первой сработает мотивация - вы заявите: "А зачем мне это нужно?!"; "Да вот еще! Выдумают же ерунду какую!", т.е. мозг будет всячески сопротивляться, чтобы не усваивать ненужную и неактуальную для своего хозяина информацию.

Но, предположим, Вас "мотивировали" некой денежной суммой или еще как-нибудь, и вы приступили к зубрежке. Почему к зубрежке? Потому что научная область в этом опыте БЕСКОНЕЧНО далека от вашего понимания, и, конечно же, вызубрить оказывается намного проще, чем разобраться во всех научных премудростях. На запоминание уйдет немало времени, прежде чем вы безошибочно сможете воспроизвести текст линейно, т.е. в той последовательности, в которой заучивался текст. Если вас попросят воспроизвести текст с середины на начало, а затем с середина до конца, то на анализ и реконструкцию текста понадобиться еще больше времени!

Ну, вот, получена желанная сумма или выполнены Ваши условия. Что происходит с выученной информацией? Она моментально забывается! Мозг как не желал в самом начале усваивать ее, так и в конце - он удалил ее из активной памяти, освободив место под более актуальную.

Любой язык - это четко организованная знаковая система как с  общими для всех языков, так и с совершенно индивидуальными механизмами функционирования (грамматикой). Грамматику иностранного языка можно ТОЛЬКО понять, ее невозможно вызубрить. Радует то, что количество грамматических категорий небольшое, и они довольно успешно усваивается русскоговорящими. Здесь фактор времени не играет никакой роли, потому что если вы поняли суть грамматического явления, то это понимание уже с вами и остается навсегда, потому что при этом была задействована системная (логическая) память.

 

Что касается слов и выражений (лексики) , то ее, наоборот, сложно понять, ее проще вызубрить. Но если запоминать слова без мотивации и специальной организации, то мозг все равно большую часть слов не запомнит. Здесь очень важен фактор времени.

 

Усвоив грамматику и выучив несколько тысяч слов и выражений, радоваться еще рано. Язык функционирует в форме речи, которая многогранна и очень индивидуальна. То, что считается нормой в одной речевой ситуации, будет совершенно неправильно в другой. А это уже система правил речевого поведения, которую тоже нужно усвоить, если вы хотите быть адекватными в общении с иностранцами. На дифференциацию речевых ситуаций тоже нужно немало времени.

 

Английский язык, как и любое другое обширное, сложноорганизованное и "живое" явление, требует раздробленного и систематического усвоения. Например, невозможно за месяц научиться исполнять на фортепиано произведения Рахманинова - исполнительской техники явно не хватит! Также невозможно выполнить акробатические элементы без предварительной трудоемкой и длительной подготовки.

 

Бытует ложное мнение, что раз мы без труда освоили родной язык, то изучение иностранного языка не потребует особых усилий. Необходимо развеять этот миф!

 

Во-первых,

родной язык учится ОЧЕНЬ долго.

Родной язык мы активно усваивали с рождения до 5 - 6 лет, каждый день! Немного математики. В году 360 дней. Ребенок бодрствует в среднем 10 часов. Таким образом, "учебный курс родного языка" для каждого из нас составил 3600 часов в год или 21.600 часов за 6 лет - возраст, когда заканчивается формирование языковой компетенции. А количество обязательно переходит в качество.

Во-вторых,

родной язык усваивается в идеальных "учебных" условиях.

Родной язык усваивается в естественной языковой среде натуралистическим способом, т.е. ребенок находится в идеальных "учебных" условиях: ошибки объясняются и корректируются, спонтанная речь ребенка всячески поощряется и стимулируется и т.д. и т.п.

В-третьих,

родной язык усваивается с большими умственными и эмоциональными усилиями.

Усвоение родного языка -  ОЧЕНЬ трудоемкий и эмоционально дискомфортный процесс. Многочисленные и самые разнообразные ошибки постоянно исправляются извне, правильная речь требует умственного напряжения, а занятия речью "отвлекают" от любимых дел, неправильная речь влечет наказания и лишения.  Качество речи ребенка  определяет его статус в обществе, что часто приводит к внутреннему конфликту. Доказательством последнего является молодежный сленг и другие нарушения языковых норм как психологическая реакция на "прессинг" со стороны "равнодушного и правильного" языка с его всеподавляющими требованиями и лишением подростка прав на самовыражение.

 

Однако, не все так печально.

 

Многим иностранный язык не нужен в совершенстве ("на уровне носителя"), поэтому в зависимости от конкретных задач курс изучения иностранного языка может быть значительно сокращен без каких-либо последствий для качества знаний и навыков.

 

Так, если Вам нужен английский для того, чтобы по телефону сказать одну из десяти возможных фраз, то этот объем можно выучить за 2 часа. Если Вам нужно еще и понять, что собеседник на другом конце провода желает, то потребуется еще часа 4.

 

Если Вы собрались в туристическую поездку и хотите без переводчика пройтись по магазинам и городу, то на темы "Покупки" и "Город" в формате русско-английского разговорника уйдет часов 8 аудиторных и столько же часов самостоятельной работы.

 

Однако, имейте в виду, что такие знания не являются системными и их можно сравнить с бессмысленной грудой кирпичей. Но если вы хотите построить из своих знаний некое ЗДАНИЕ, которое останется прочным и функциональным в любой ситуации,  то язык придется изучать системно по схеме: знания-умения-навыки. И тут неизбежно возникнут трудности:

 

Трудность № 1

 

Мгновенного результата

БЫТЬ НЕ МОЖЕТ, но есть ПРОГРЕСС и положительная динамика

На усвоение знаний и закрепление навыков необходимо время. Понять правило можно мгновенно, но научится его применять на практике, а тем более довести его до автоматизма, нужно немало времени.  Не в смысле, что сидим и ждем озарения, а в том, что во время систематических активных занятий результат появляется через месяц, а то и через полгода.

Но по мере изучения языка мозг "привыкает" к усвоению лингвистической информации и новые сведения обрабатываются и связываются намного быстрее. Этот процесс описывается следующим графиком:

 

 

Как видно, для перехода от начального (beginner) уровня на средний (intermediate) нужно больше времени с меньшим прогрессом, чем при переходе с выше-среднего (upper-intermediate) на продвинутый (advanced), где прогресс резко увеличивается при незначительных временных (и, следовательно, финансовых) затратах.

Ничего не поделаешь, но самые суровые испытания ждут начинающих. Некоторые, зная эту закономерность, пытаются "обмануть" жестокую реальность и сэкономить на "дешевых" курсах и преподавателях, которые вместо системы знаний оставляют в головах какую-нибудь "кашу", что только затянет реальный прогресс, так как впоследствии все равно придётся корректировать бессистемные и искаженные знания.

Мгновенного результата не будет, но обязательно будет прогресс и положительная динамика. Если у вас хороший (даже ниже среднего) уровень, то, продолжая заниматься, Вы ОЧЕНЬ быстро достигните ОТЛИЧНОГО продвинутого уровня.

Трудность № 2

 

Создать идеальные учебные условия практически НЕВОЗМОЖНО, но можно создать рабочую учебную обстановку

 

 

Родной язык усваивается в естественной языковой среде натуралистических способом, т.е. ребенок находится в идеальных "учебных" условиях. Но так бывает только один раз в жизни каждого человека. Но попытки воссоздать подобные условия всё-таки есть: одни наивно считают, что эту задачу решит  языковая среда - этот вопрос я осветил здесь; другие изобретают "беспереводные" методики обучения, лишая человека возможности ПОНЯТЬ механизмы функционирования иностранного языка, чтобы связать их с уже имеющимися механизмами родного.

Низкая мотивированность и дисциплинированность учащихся, отсутствие свободного времени и средств на изучение языка, а также квалифицированных педагогических кадров не способствуют созданию учебной среды. Одним словом, детство закончилось, а вместе с ним остались в прошлом и идеальные условия изучения языка.

Если вы знаете про существующие трудности и готовы их преодолевать, то вам НИЧЕГО не страшно.

Трудность № 3

 

процесс изучения иностранного языка вызывает

СТРЕССОВОЕ СОСТОЯНИЕ, но нужно заставить его работать на Вас

Я уже писал, что даже ребенку, социально и психологически не обременённому, родной язык дается  с трудом и большим эмоциональным напряжением. А что тогда говорить о подростках и взрослых, которые, пусть по-разному, но испытывают внутренний дискомфорт от того, что слова плохо запоминаются, правило не понимается, текст не читается ... Это может быть усугублено учебной группой, которая зачастую только называется "учебной", и преподавателем-неврастеником, превращающим занятия в профанацию.

Как внешние, так и более пагубные внутренние причины стрессов, часто приводят к тому, что ученик как бы "ломается", ставит на себе крест как на "неспособном", или, в лучшем случае, бракует методику или преподавателя.

Именно эту объективно существующую трудность некоторые преподаватели пытаются ликвидировать "выхолощенными" учебными программами и методиками "ложного успеха", которые вместо СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ оставят НЕКУЮ РАЗРОЗНЕННУЮ СУММУ ЗНАНИЙ (груду кирпичей вместо здания).

Если Вы адекватно оцениваете себя и нацелены на КОНКРЕТНЫЙ результат, то у Вас ни при каких обстоятельствах не разовьется стрессовое состояние. Скорее наоборот, из всех тупиковых учебных ситуаций Вы извлечете максимум пользы, и это сделает Вас более конкурентоспособными и актуализированными в личностном плане.


Другие вопросы раздела
Что такое "качественные знания"?
Что лучше: курсы или репетитор?
Как выбрать репетитора?
Сколько "стоит" репетитор?
Где учить английский?
Почему английский язык нельзя выучить легко и быстро?
Можно ли выучить английский через Skype?

английский с репетитором