Английский язык с профессиональным репетитором в Екатеринбурге +79222049636
мифология и образование Качество обучения
Самообразование
Психология обучения
Методика обучения
Мифоскоп
Лингвистические вопросы

Вопросы раздела

Что такое языковые способности?
Почему страшно говорить по-английски?
Почему забываются английские слова?
Как запоминать английские слова?
Почему наступает момент, когда хочется бросить учить английский?
Для чего нужен учебник?
Кто такой наивный лингвист и что такое наивная лингвистика?
Какова роль английского языка в жизни школьников?
Что такое содержание информации?
В чем особенность мышления наивного лингвиста?
Что такое мотивация и почему она куда-то исчезает?
Вина ли это учителей, что они не могу заинтересовать учащихся?
 
Почему забываются английские слова (и не только слова)?

Вопросы:

Почему забываются английские слова?

 

Приложения и дополнительный материал:

статья Статья Кто такой наивный лингвист?
статья Статья Что такое мотивация и почему она куда-то исчезает?
   

Один из неистребимых мифов связанных с изучением иностранных языков - это ложное представление о том, что слова можно и нужно учить отдельно от их коммуникативных функций (контекстов), и что от запоминания слов и выражений списком или на карточках память тренируется и становится только лучше. Все эти методические концепции можно отнести к "народной методологии".

Этот миф основан на примитивном (или наивном) подходе к изучению языкового материала и банальном невежестве.

Память (как, впрочем, и забывание, что по сути  оно и то же) локализуются является одним из древних эволюционных механизмов выживания особи и всей популяции - когда нужно было удерживать и воспроизводить ранее усвоенную информацию, т.е. запоминать и, наоборот, забывать (как ни парадоксально, но оба процесса взаимосвязаны - мы помним что-либо благодаря тому, что то-то забыли (вытеснили) ). Таким образом, память уже на заре эволюции включена в когнитивную систему (=знание, опыт) животных, как и где получать пищу без угрозы самим стать пищей; память "пригодилась" и для размножения, и  для социального взаимодействия и т. д. К осознанной (волевой) механической зубрежке память ни эволюционно, ни физиологически не приспособлена. Для когнитивного аппарата человека все вызубренные слова - не более чем  коммуникативный шум, который будет хранится в памяти до того момента, когда, например, за выученные слова или стихотворение будет поставлена оценка (=реальный ресурс и структура, включающая заучивание слов как один из своих элементов); после чего всё ранее выученное из памяти удаляется (забывается) как отработанный материал. Ведь в будущем он уже не пригодится, и поэтому сохранять и структурировать его нет смысла.

Память нельзя отделить от остальных  функциональных частей мышления: восприятия, внимания, эмоций, ассоциаций, логики, сенсо-моторики и т.д. И почему, собственно, зубрить нужно только слова? А для правильного употребления видо-временных  форм глаголов, артиклей, да практически любого грамматического явления память не нужна? И для построения связного высказывания память тоже не нужна? Почему про память вспоминают только, когда речь заходит о словах? Потому что слово - это некий оптимум, который более-менее успешно вычленяется произвольным вниманием из всей языковой фактуры. Например, никому в голову не придет составлять списки слов или флеш-карточки с артиклями, перфектами и прочими грамматическими явлениями, которые также выражены словами, но ... лишены смысла. Этих слов как бы не существует, нет-нет, они перед глазами, но внимание выделяет только те слова, которые имеют понятное, "прямое" значение; другими словами, внимание-память(=опыт) выделяет только те слова, которые включены в знакомые поверхностные смысловые структуры. Таким образом, из фразы She has been to London в список попадут слова she - она и London - Лондон, остальные слова не наполнены смыслом, так как либо отсутствуют в грамматических структурах родного языка (перфект has been), либо даже произвольным вниманием не могут  быть "изъяты" из ядерных структур родного языка (предлог to). Однако, это еще полбеды, что на карточки не попадут нужные для запоминания слова. Основная причина, почему  вообще любые слова (=списки, карточки) вне своих контекстов запоминаются плохо, кроется в  том, что в основе мышления лежит принцип относительности, и мы инстинктивно (бессознательно) запоминаем структуры (смысловые комплексы) по отношению друг к другу (парадигматически), а не изолированные элементы потенциальных структур как, например, слова. Поэтому, нашему сознанию противоестественно запоминать что-либо не связанное с нашими конкретными прагматическими задачами (структурами). Конечно же, волевым усилием можно выучить слова отдельно от текста, но перейти на уровень употребления этих слов уже не получится, так как изначально в сознание не попали сведения о самих структурах, в которых эти слова функционируют; получилось что-то вроде муляжа яблока - на яблоко похоже, но съесть нельзя. Поэтому такие "бескаркасные" и ни с чем не связанные нефункционирующие слова за ненадобностью быстро забываются.

В заключение хочу сказать, что память и процессы получения, структурирования, хранения и воспроизведения информации тесно взаимосвязаны. Для успешного овладения языковым материалом  достаточно систематических занятий без специальных упражнений на "развитие" и тренировку памяти.

Оставить комментарий

английский с репетитором