Английский язык с профессиональным репетитором в Екатеринбурге +79222049636
Учебные материалы
Вопросы и ответы

Качество обучения
Самообразование
Психология обучения
Методика обучения
Мифоскоп
Лингвистические вопросы
 

Что такое языковые способности?
Может ли любой человек выучить иностранный язык?

Каждый психически здоровый человек обладает врожденными языковыми способностями - неотъемным свойством человеческого мозга. К 5 годам заканчивается формирование языковой компетенции (linguistic competence) - нормы родной грамматики усваиваются и приобретается важное качество - умение создавать и отличать правильное высказывание от неправильного. [Подробно о языковой компетенции  здесь] 
До этого возраста дети совершают разнообразные ошибки. Они могут сказать" 5 годов" по аналогии с сочетаемостью "3 года"; "водиннадцатиром"  по аналогии с "впятером"; "балабок" вместо "колобок"; "дедушка сказала"; "лиса сказал" и др. К младшему школьному возрасту ребенок уже владеет нормами родной грамматики или, другими словами, имеет сформированную языковую компетенцию.
Дальше языковая компетенция отшлифовывается индивидуальным языковым опытом (linguistic proficiency): одни люди будут продолжать допускать ошибки в ударениях (звонит, тортами, бантами), употреблении и сочетаемости слов ("одеть пальто", "где пианина", "не хватает двести копеек", "с пятого по шестой века", "в двухтысяча втором году","оплатить за проезд") и их речь может страдать "синтаксическим параличом" ( "Он, короче..., сказал там..., ну вот"); другие не будут допускать таких ошибок. Но уже НИКТО из подростков и взрослых не скажет "двадцать один студентов", "дверь не хлопать".

 

Период формирования  (лет, в среднем)

 

0-5 Родной язык Языковая компетенция
5-25 Языковой опыт

 

Как видно из таблицы, на усвоение родного языка затрачивается немало времени активной языковой практики. У ребенка только 5-6 лет формируется нормативная часть родной грамматики, и еще примерно столько же требуется на приобретение основного объема языкового опыта.

 

Если начать изучение чужого языка в 5-6 лет и позже, когда формирование языковой компетенции родного языка уже завершилось, то любой иностранный язык будет усваиваться исключительно через систему родного языка. Это явление называется языковой интерференцией - влияние родной грамматики на чужую.

 Мнение, что чем взрослее человек, тем труднее ему "даётся" иностранный язык, не научно. С точки зрения языковых способностей подросток и пожилой человек находиться в равных условиях - у них ОДИНАКОВАЯ языковая компетенция и ОДИНАКОВЫЙ механизм усвоения чужого языка через языковую компетенцию родного. А вот жизненный опыт, кругозор, мотивация, свойства памяти, дисциплинированность и некоторые другие характеристики у разных детей и взрослых различны, но это уже педагогические и методологические аспекты обучения иностранным языкам.


Языковые способности есть у каждого человека, и любой человек, не имеющий речевых дисфункций (афазий), может выучить иностранный язык, усваивая его через систему родного языка

 

 

Щербаков Ю.Н. 2014 г.


Другие вопросы раздела
Что такое языковые способности?
Почему страшно говорить по-английски?
Почему забываются английские слова?
Как запоминать английские слова?
Почему наступает момент, когда хочется бросить учить английский?
Для чего нужен учебник?
Кто такой наивный лингвист и что такое наивная лингвистика?
Какова роль английского языка в жизни школьников?
Что такое содержание информации?
В чем особенность мышления наивного лингвиста?
Что такое мотивация и почему она куда-то исчезает?
Вина ли это учителей, что они не могу заинтересовать учащихся?
английский с репетитором