Английский язык с профессиональным репетитором в Екатеринбурге +79222049636
мифология и образование Качество обучения
Самообразование
Психология обучения
Методика обучения
Мифоскоп
Лингвистические вопросы

Вопросы раздела

Что такое "качественные знания"?
Что лучше: курсы или репетитор?
Как выбрать репетитора?
Сколько "стоит" репетитор?
Где учить английский?
Почему английский язык нельзя выучить легко и быстро?
Можно ли выучить английский через Skype?
Что такое "качественные знания"?

Вопросы:

Какие знания являются качественными?
Что такое "качественные знания"?

 

Приложения и дополнительный материал:

статья Статья Кто такой наивный лингвист?
статья Статья Что такое мотивация и почему она куда-то исчезает?
   

Чтобы быть качественными, знания должны полностью удовлетворять всем без исключения нижеперечисленным характеристикам, потому что каждый следующий параметр - это "эволюционная" ступенька предыдущего, и они не существуют друг без друга. Итак, знания качественные, если они:

1. полные (объемные)
Полнота знаний - это материальная количественная характеристика. Без необходимого и достаточного (см. всеобщие законы Гегеля) объема знаний невозможны все остальные характеристики знаний, о которых идет речь ниже. Если провести аналогию с живой природой, то количество знаний - это как количество особей в огромном многообразии видов и подвидов живых существ со всевозможными вариациями, мутациями и девиациями и пр. Для эволюции нужен избыточный и изменчивый материал и инструментарий. Поэтому, если знания иностранного языка (лексика, грамматика, фонетика и др.) недостаточного объема или статичны, то о качественных знаниях вообще не может быть и речи. В таком случае можно говорить только о хорошо усвоенной теме, грамотно выполненном упражнении, хорошем переводе и т.п.

2. глубокие
Знания, если хотите, имеют свою "морфологию" и четкую внутреннюю структуру, а точнее, семантику. Подобно тому, как человеческое тело имеет вес, форму, цвет кожи и тканей, состоит из различных клеток, костей, мышц и много чего другого. И каждая "запчасть" организма имеет свою "семантику", т.е. назначение и функцию. Поэтому, если знания усвоены основательно, до мельчайших деталей и нюансов их структуры, то можно сказать, что такие знания глубокие (основательные). Например, если вы знаете слово go только в глагольном значении, то ваши знания очень поверхностные, потому что вы усвоили только часть семантики этого слова; если вы знаете еще и номинативные значения go, то ваши знания уже поглубже; а если еще и идиоматическую и атрибутивную семантику знаете, то ваши знания слова go глубокие. С глубиной знаний напрямую связаны такие отрасли как герменевтика и семасиология.

3. системные (систематичные)
Системные знания от систематичных отличаются только тем, что первые являются результатом, а вторые процессом. Буду пользоваться первым термином. Закончу анатомическую аналогию, которую начал выше. Так вот, человеческое тело состоит из много чего, которое не кабы-абы свалено в кучу, а в результате длиннющей эволюции строго организовано в сложнейший и четко функционирующий живой механизм. Так и весь массив знаний - это не набор и не сумма элементов пусть и со сложной внутренней структурой, а единая система, которая в свою очередь состоит из подсистем, т.е. единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей низшего уровня упорядоченных в логической последовательности в систему высшего уровня. Такое упорядоченное логическое соединение элементов систем имеют научные имена - синтагматика и парадигматика, отсюда и синтагматические и парадигматические связи, синтагма и парадигма и много чего другого. С системностью знаний непосредственно связана такие отрасли как кибернетика, электроника, робототехника и им подобные. В нашем случае, системные знания являются синонимом языковой компетенции, т.е способности отличить правильные высказывание от неправильных и создавать все многообразие (по-научному, весь "вариативный ряд") лингвистически и коммуникативно правильных высказываний. Если ваши знания могут "вытворять" такое, то они удовлетворяют этому критерию качества знаний. Они системные.

4. гибкие
Гибкость знаний позволяет знаниям "самовоспроизводиться", т.е. порождать новые более структурированные и глубокие знания. Такова "эволюционная программа" нашего мышления, которое таким образом помогает нам "выживать и жить" в постоянно меняющейся и усложняющейся среде обитания. Благодаря постоянной самонастройке и самореструктуризации знания образуют адаптивную систему, которая всегда адекватна по отношению к изменившимся условиям действительности, что делает взаимодействие организма и среды чрезвычайно устойчивыми и "жизнеспособными". Такие характеристики мышления, как интеллект, творчество, нонконформность, формально-операциональное (= прагматическое) мышление и поведение находятся в прямой зависимости от гибкости знаний, потому что гибкость мышления как бы "убивает" те неэффективно функционирующие "старые" знания, которые да данном этапе тормозят развитие когнитивного аппарата. Если провести аналогию с кибернетикой, то гибкость знаний для мышления человека функционально то же самое, что программное обеспечение для работы компьютера. Одна из пока неразрешимых проблем создания искусственного интеллекта - это гибкость знаний - способность имеющихся баз знаний самонастраиваться, т.е. самосовершенствоваться, стать живой системой.

5. оперативные
С одной стороны, оперативные знания позволяют быстро и точно (оперативно) решать конкретные прагматические задачи. Например, если вы знаете предложное управление be afraid, то фразу "боюсь собаку" оперативно (быстро, автоматически) произнесете или напишите с of, а в условиях измененного контекста - "боюсь, что опоздаю" - с такой же быстротой и точностью употребите частицу to. То есть, оперативные знания позволяют выражать мысли грамотно и адекватно в реальных коммуникативных условиях, когда речь порождается спонтанно. Однако, если во втором контексте останется предлог of, то такие знания не то что оперативные, они как не полные, так и не глубокие, и не системные; то же самое, если на поиск правильного варианта нужно время для того, чтобы уточнить управление в словаре или грамматическом справочнике. По сути, оперативность знаний - это скорость выборки, обработки информации из "ячеек памяти (=базы знаний) и и принятия коммуникативного решения. С другой стороны, оперативные знания позволяют всей системе знаний работать с определенно скоростью. Это как тактовая частота процессора и шины компьютера. Однако, скорость обработки данных у разных индивидов, как и у компьютеров, разная, поэтому кто-то соображает быстрее, кто-то тормозит со "страшной скоростью". Именно из-за разной скорости обработки информации одни люди идут далеко вперед в своем умственном и, как правило, личностном развитии (суперкомпьютеры), другие топчутся на месте или прогрессируют по принципу "шаг вперед, два назад", третьи - вообще арифмометры. Отсюда пресловутое непонимание вторыми и третьими первых, но никогда не наоборот!

6. прочные
Прочность знаний связана с устройством памяти и внимания, которые, по сути, работают по принципу забывания, а не запоминания. Что же тогда удерживает все знания в форме системы? Всё те же синтагматические и парадигматические связи, которые невозможны без семантических и морфологических. Другими словами, чем глубже знания (см. пункт 2), тем они прочнее и более оперативные. Цепочка замкнулась.

7. осознанные
Это когда субъект "знает, что он знает". Надзнание.

В заключение нужно отметить, что понимание теории качества знаний пытливым умам поможет разобраться со многими проблемами взаимопонимания между людьми: родителями и детьми, учителями и учениками, коллегами, оппонентами, политиками, семейным парам, и в конце концов, с самим собой.

Часто можно слышать такие "жалобы": "сам говорить могу, но не понимаю, что говорят мне", "говорю, но делаю много ошибок", "когда общаюсь с носителями, вижу, что они меня не понимают", "когда я сказала иностранцам то-то и то-то, так-то и так-то, то они почему-то обиделись на меня","не могу написать электронное сообщение", "не знаю, как употреблять артикли (видовременные формы глагола, модальные глаголы, фразовые глаголы и т.п.)", "знаю, как сказать, но боюсь говорить" и многие другие. Любая из этих жалоб указывает на некачественные знания и несформированные навыки. .

английский с репетитором