Английский язык с профессиональным репетитором в Екатеринбурге +79222049636
Учебные материалы
Вопросы и ответы

Качество обучения
Самообразование
Психология обучения
Методика обучения
Мифоскоп
Лингвистические вопросы
 

Какие знания являются качественными?
Что такое "качественные знания"?

Чтобы быть качественными, знания должны полностью удовлетворять всем без исключения нижеперечисленным характеристикам, потому что каждый следующий параметр - это "эволюционная" ступенька предыдущего, и они не существуют друг без друга. Итак, знания качественные, если они:

1. полные (объемные)
Полнота знаний - это материальная количественная характеристика. Без необходимого и достаточного (см. всеобщие законы Гегеля) объема знаний невозможны все остальные характеристики знаний, о которых идет речь ниже. Если провести аналогию с живой природой, то количество знаний - это как количество особей в огромном многообразии видов и подвидов живых существ со всевозможными вариациями, мутациями и девиациями и пр. Для эволюции нужен избыточный и изменчивый материал и инструментарий. Поэтому, если знания иностранного языка (лексика, грамматика, фонетика и др.) недостаточного объема или статичны, то о качественных знаниях вообще не может быть и речи. В таком случае можно говорить только о хорошо усвоенной теме, грамотно выполненном упражнении, хорошем переводе и т.п.

2. глубокие
Знания, если хотите, имеют свою "морфологию" и четкую внутреннюю структуру, а точнее, семантику. Подобно тому, как человеческое тело имеет вес, форму, цвет кожи и тканей, состоит из различных клеток, костей, мышц и много чего другого. И каждая "запчасть" организма имеет свою "семантику", т.е. назначение и функцию. Поэтому, если знания усвоены основательно, до мельчайших деталей и нюансов их структуры, то можно сказать, что такие знания глубокие (основательные). Например, если вы знаете слово go только в глагольном значении, то ваши знания очень поверхностные, потому что вы усвоили только часть семантики этого слова; если вы знаете еще и номинативные значения go, то ваши знания уже поглубже; а если еще и идиоматическую и атрибутивную семантику знаете, то ваши знания слова go глубокие. С глубиной знаний напрямую связаны такие отрасли как герменевтика и семасиология.

3. системные (систематичные)
Системные знания от систематичных отличаются только тем, что первые являются результатом, а вторые процессом. Буду пользоваться первым термином. Закончу анатомическую аналогию, которую начал выше. Так вот, человеческое тело состоит из много чего, которое не кабы-абы свалено в кучу, а в результате длиннющей эволюции строго организовано в сложнейший и четко функционирующий живой механизм. Так и весь массив знаний - это не набор и не сумма элементов пусть и со сложной внутренней структурой, а единая система, которая в свою очередь состоит из подсистем, т.е. единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей низшего уровня упорядоченных в логической последовательности в систему высшего уровня. Такое упорядоченное логическое соединение элементов систем имеют научные имена - синтагматика и парадигматика, отсюда и синтагматические и парадигматические связи, синтагма и парадигма и много чего другого. С системностью знаний непосредственно связана такие отрасли как кибернетика, электроника, робототехника и им подобные. В нашем случае, системные знания являются синонимом языковой компетенции, т.е способности отличить правильные высказывание от неправильных и создавать все многообразие (по-научному, весь "вариативный ряд") лингвистически и коммуникативно правильных высказываний. Если ваши знания могут "вытворять" такое, то они удовлетворяют этому критерию качества знаний. Они системные.

4. гибкие
Гибкость знаний позволяет знаниям "самовоспроизводиться", т.е. порождать новые более структурированные и глубокие знания. Такова "эволюционная программа" нашего мышления, которое таким образом помогает нам "выживать и жить" в постоянно меняющейся и усложняющейся среде обитания. Благодаря постоянной самонастройке и самореструктуризации знания образуют адаптивную систему, которая всегда адекватна по отношению к изменившимся условиям действительности, что делает взаимодействие организма и среды чрезвычайно устойчивыми и "жизнеспособными". Такие характеристики мышления, как интеллект, творчество, нонконформность, формально-операциональное (= прагматическое) мышление и поведение находятся в прямой зависимости от гибкости знаний, потому что гибкость мышления как бы "убивает" те неэффективно функционирующие "старые" знания, которые да данном этапе тормозят развитие когнитивного аппарата. Если провести аналогию с кибернетикой, то гибкость знаний для мышления человека функционально то же самое, что программное обеспечение для работы компьютера. Одна из пока неразрешимых проблем создания искусственного интеллекта - это гибкость знаний - способность имеющихся баз знаний самонастраиваться, т.е. самосовершенствоваться, стать живой системой.

5. оперативные
С одной стороны, оперативные знания позволяют быстро и точно (оперативно) решать конкретные прагматические задачи. Например, если вы знаете предложное управление be afraid, то фразу "боюсь собаку" оперативно (быстро, автоматически) произнесете или напишите с of, а в условиях измененного контекста - "боюсь, что опоздаю" - с такой же быстротой и точностью употребите частицу to. То есть, оперативные знания позволяют выражать мысли грамотно и адекватно в реальных коммуникативных условиях, когда речь порождается спонтанно. Однако, если во втором контексте останется предлог of, то такие знания не то что оперативные, они как не полные, так и не глубокие, и не системные; то же самое, если на поиск правильного варианта нужно время для того, чтобы уточнить управление в словаре или грамматическом справочнике. По сути, оперативность знаний - это скорость выборки, обработки информации из "ячеек памяти (=базы знаний) и и принятия коммуникативного решения. С другой стороны, оперативные знания позволяют всей системе знаний работать с определенно скоростью. Это как тактовая частота процессора и шины компьютера. Однако, скорость обработки данных у разных индивидов, как и у компьютеров, разная, поэтому кто-то соображает быстрее, кто-то тормозит со "страшной скоростью". Именно из-за разной скорости обработки информации одни люди идут далеко вперед в своем умственном и, как правило, личностном развитии (суперкомпьютеры), другие топчутся на месте или прогрессируют по принципу "шаг вперед, два назад", третьи - вообще арифмометры. Отсюда пресловутое непонимание вторыми и третьими первых, но никогда не наоборот!

6. прочные
Прочность знаний связана с устройством памяти и внимания, которые, по сути, работают по принципу забывания, а не запоминания. Что же тогда удерживает все знания в форме системы? Всё те же синтагматические и парадигматические связи, которые невозможны без семантических и морфологических. Другими словами, чем глубже знания (см. пункт 2), тем они прочнее и более оперативные. Цепочка замкнулась.

7. осознанные
Это когда субъект "знает, что он знает". Надзнание.

В заключение нужно отметить, что понимание теории качества знаний пытливым умам поможет разобраться со многими проблемами взаимопонимания между людьми: родителями и детьми, учителями и учениками, коллегами, оппонентами, политиками, семейным парам, и в конце концов, с самим собой.

Часто можно слышать такие "жалобы": "сам говорить могу, но не понимаю, что говорят мне", "говорю, но делаю много ошибок", "когда общаюсь с носителями, вижу, что они меня не понимают", "когда я сказала иностранцам то-то и то-то, так-то и так-то, то они почему-то обиделись на меня","не могу написать электронное сообщение", "не знаю, как употреблять артикли (видовременные формы глагола, модальные глаголы, фразовые глаголы и т.п.)", "знаю, как сказать, но боюсь говорить" и многие другие. Любая из этих жалоб указывает на некачественные знания и несформированные навыки. .

 


Щербаков Ю.Н. 2014 г.


Другие вопросы раздела
Что такое "качественные знания"?
Что лучше: курсы или репетитор?
Как выбрать репетитора?
Сколько "стоит" репетитор?
Где учить английский?
Почему английский язык нельзя выучить легко и быстро?
Можно ли выучить английский через Skype?
английский с репетитором