Щербаков Юрий Николаевич
Английский язык
Екатеринбург

Тел.:
+7 (922) 2049639
yurasch@hotmail.com
чат: прямая связь
лингвистический кружок
skype: yuri_sch
вступительный тест
заявка


Английский язык с профессиональным репетитором в Екатеринбурге +79222049636

 

 
учебные программы  


Что такое мотивация?

Разделы  F. A. Q.

Вопросы раздела: Психология обучения

 

Вопросы: Что такое мотивация? Как мотивация влияет на скорость приобретения и качество знаний и навыков иностранного языка?

 

Отвечает: Щербаков Юрий Николаевич

 

Мотивация - бессознательный психический процесс, структурирующий поведение направленное на определенный объект репрезентирующий ресурс.

 

Если ученик мотивирован на изучение  иностранного языка, то видны его успехи: расширяется словарный запас, улучшается способность ясно выражать мысли, есть желание включаться в разговор и др.

 

В плане освоения второго языка наиболее популярны две модели мотивации: инструментальная и интегративная.
Инструментальная мотивация характеризуется желанием освоить язык с чисто практической (утилитарной) целью, а именно: чтобы получить образование или документ, подтверждающий владение языком.

Интегративная мотивация - желание и необходимость освоить второй язык на таком уровне, чтобы быть способным интегрироваться в общество, говорящее на этом языке, и обеспечить не только свое существование в новом языковом сообществе, но и достичь определенного социального положения, например, образования или хорошо оплачиваемой работы.

 

Существенную роль в освоении языка играют эмоции и отношение ученика к осваиваемому языку. По этому признаку различают мотивации: внутреннюю, или истинную, существенную мотивацию (intrinsic motivation) и внешнюю, или несущественную мотивацию (extrinsic motivation).

 

Внутренняя мотивация изучать иностранный язык возникает в "недрах" бессознательного и является формами трех видов психической энергии: 1) страх; 2) либидо; 3) удовольствие. Иностранный язык часто изучают на фоне романтизации "чужого", иностранного и более успешного  и привлекательного в качестве ресурса или возможности получить доступ к ресурсам. Но, согласитесь, вы не станете просто так (немотивированно) изучать эскимосский язык, потому что он не интерпретируется как ресурс. А вот с английским языком ситуация обратная, потому что знание английского языка повышают шансы на получение большей доли ресурсов, более высокий социальный статус и пр.

 

Будучи основанной на страхе/либидо, внутренняя мотивация типична для детей, подростков и молодых людей и определяет "фазу эйфории" (термин Дж. Шуманн (Shumann, J. H. Research on the acculturation model for second language acquisition. Journal of Multilingual and Multicultuiral Development, 1986), и под воздействием первых трудностей при изучении иностранного языка или при разрушении мифа о качественных  знаниях, сформированным методиками "ложного успеха", внутренняя мотивация трансформируется во внешнюю или смешанную или становиться демотивацией.

Внутреннюю мотивацию образует отношение осваивающего язык к процессу изучения. Ее признаками являются:

  • активный интерес ко второму языку и положительное отношение к ситуации, что второй язык надо учить;

  • влияние достижений в освоении языка на личные цели (осознание, что шансы на будущее зависят от уровня освоения языка);

  • готовность (ожидание) достичь положительного (или же отрицательного) результата;

  • удовлетворение от получения результата.

Внутренняя мотивация характеризуется:

  • решением обратиться к освоению второго языка;

  • целенаправленная деятельность и усилия, которыми осваивающий язык включается в достижение результатов;

  • высокий уровень качества как в классе, так и во внеклассной деятельности и выполнении самостоятельных заданий.

Американский ученый Дж. Шуманн (Shumann, J. H. Research on the acculturation model for second language acquisition. Journal of Multilingual and Multicultuiral Development, 1986) анализирует факторы, влияющие на освоение языка при жизни в среде осваиваемого языка и культуры, называет следующие формы проявления интегративной мотивации:

  • желание ассимилироваться, т.е. принять осваиваемый язык и полностью интегрироваться в общество (слиться с ним)
    Эту форму можно наблюдать в странах с высоким уровнем жизни (например, в США), где отдельные группы эмигрантов стремятся по возможности скорее завоевать свое место «под солнцем» и слиться с окружающим обществом, чтобы не быть дискриминированными из-за языковых или культурных отличий.

  • категорическая критика или даже отрицание осваиваемого языка и культуры с желанием сохранить свою идентичность, родной язык и культуру (связано с теорией т.н. «культурного шока»)
    Эта форма может быть также следующей стадией после столкновения с серьезными трудностями в начальной стадии освоения языка или же развиться позже, уже при анализе своих достижений и ошибок и критике особенностей осваиваемого языка и культурных отличий.

  • приспособление к другой культуре (acculturation), т.е. научиться принимать осваиваемый язык и культуру этого народа, сохраняя и свою идентичность.

Фаза (Дж. Шуманн)

Мотивация

эйфории (the euphoric stage)

внутренняя, интегративная

враждебная (the hostile stage)

внешняя, инструментальная

принятия (the acceptance stage)

внутренняя, инструментальная

возврата (the reverse stage)

внешняя, инструментальная

 

 

 


Другие ссылки:

 

к списку вопросов