User Tools

Site Tools


lexic:blog:2013-05-07-125342

школа vs. урок

Задание:

Выделите ПП в таких парадигмах:

Парадигма 1:
школа
магазин
кино(театр)
комната
музей
сад
огород

Парадигма 2:
урок
распродажа
(кино)сеанс
кровать
презентация (мероприятие)
клумба
грядка

Примечание:

Выделенный ПП - это диф. сема, т.е. то, что на “внутреннем” смысловом уровне “говорит” языковой компетенции (= врожденная языковая/речевая способность) какой предлог употреблять и какой окончание прилеплять к словам, чтобы согласовать их в осмысленное высказывание и др.

~~LINKBACK~~

Discussion

Vitali SolomeinVitali Solomein, 2013/07/03 22:24

первый набор ещё “пространство”, а второй уже “причинность”

Yuri ScherbakovYuri Scherbakov, 2013/07/04 10:53

но ведь и сад/огород тоже “причинность” имеет, и наоборот, клумба-грядка -“пространство”. Может еще более дробно дифференцировать?

Vitali SolomeinVitali Solomein, 2013/07/04 11:41, 2013/07/04 11:41

Слова из первого набора в речи чаще используются как некий “абстрактный контейнер”(название) группирующий внутри себя конкретное содержание (второй набор) непосредственно с которым и осуществляется взаимодействие.

Слова первой группы могут быть “опредмечены” языковыми средствами, также как слова второй группы “распредмечены”.

Примеры:
1. Иди в школу! - Ползи на школу ( = залезь на крышу здания).
2. Садись на кровать! - Марш в кровать! ( = иди спать)

Yuri ScherbakovYuri Scherbakov, 2013/07/04 12:04, 2013/07/04 12:10

Мысль развернул правильно. Осталось дать четкие названия ПП = назвать диф. сему

Vitali SolomeinVitali Solomein, 2013/07/05 06:58, 2013/07/05 08:04

парадигма 1 = динамическая структура (неопределённость)
парадигма 2 = статическая структура (определённость)

Yuri ScherbakovYuri Scherbakov, 2013/07/05 10:56

Вот так уже гораздо точнее!

парадигма 1 = динамическая структура (неопределённость)

например в саду может быть много чего: и клумбы с цветами, и грядки с огурцами, и домик, и бочка для воды

парадигма 2 = статическая структура (определённость)

на грядке в оппозиции (!) к саду уже не может быть домика и бочки, но могут быть цветы и огурцы; а на клумбе в оппозиции(!) к грядке могут быть только цветы, но будет огурцов и домика; и так далее. Какой вывод напрашивается про динамичность/статичность?

Vitali SolomeinVitali Solomein, 2013/07/05 11:05
Какой вывод напрашивается про динамичность/статичность?

относительны, определяются контекстом

Yuri ScherbakovYuri Scherbakov, 2013/07/05 11:15, 2013/07/05 11:15
относительны, определяются контекстом

верно, но главное - образуют линейную структуру (= диаду)= явление парадигматическое

You could leave a comment if you were logged in.
lexic/blog/2013-05-07-125342.txt · Last modified: 2013/05/07 01:00 (external edit)